Отдаем журнал бесплатно!

Отмена лицензирования в области обращения с отходами производства и потребления: миф или реальность?

В июне 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 25.06.2012 № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Им внесены изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 99-ФЗ).

Согласно внесенным изменениям, в настоящий момент лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ).

Что же нам сулят новые изменения? Дадут ли эти послабления толчок к развитию рынка утилизации отходов?

Казалось бы, все стало намного проще: теперь каждый желающий может организовать сбор отходов I–IV классов опасности, их использование, в т.ч. и для получения энергии, а остальные отходы транспортировать до места их непосредственного обезвреживания или размещения.

К сожалению, на практике оказывается не все так просто. Ситуацию, сложившуюся в сфере российского законодательства в области обращения с отходами, можно охарактеризовать при помощи следующих строк:

Все в жизни так переплелось,

Что мудреца еще такого не нашлось,

Который разобраться бы сумел…

В настоящее время существуют достаточно серьезные противоречия как между принятыми и уже действующими федеральными законами, так и внутри самих законов.

1. В Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.07.2012) (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) под использованием отходов понимается их применение для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. То есть под данным термином закон подразумевает в том числе и сжигание отходов для получения энергии. Однако в данном Федеральном законе содержится и определение термина «обезвреживание отходов»: обработка отходов, в т.ч. сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Таким образом, к какому из видов деятельности относится сжигание отходов? И как доказать, что в определенном конкретном случае отход именно сжигают для получения энергии, а не обезвреживают?

2. Нормы Федерального закона № 99-ФЗ вступают в противоречие с нормой п. 3 ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ, согласно которой отчуждение отходов третьему лицу может производиться только в том случае, если это лицо имеет лицензию на использование, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов не меньшего класса опасности. Таким образом, образуется коллизия, заключающаяся в том, что гражданский оборот отходов для целей их полезной переработки (утилизации) возможен лишь при наличии лицензии (на использование отходов), в то время как лицензирование именно этого вида деятельности отменено. Какой из федеральных законов имеет в данной ситуации приоритетный характер?

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор) сообщает, что в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации направлено письмо с предложением о внесении поправок в п. 3 ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ с целью урегулирования данного вопроса в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Но, пожалуй, самая главная проблема заключается в том, что до настоящего времени вопрос о порядке подтверждения на стадии отчуждения отходов цели их дальнейшего сбора, использования, транспортирования, а не приобретения для иных целей, в т.ч. захоронения или обезвреживания, не урегулирован. В своем письме от 28.11.2012 № ВК-03-03-36/16141 «По вопросу передачи отходов» Росприроднадзор считает, что таким подтверждением, наряду с заключением прямых или трехсторонних договоров, в частности, может являться комплект документов, однозначно свидетельствующих о намерении собственника обеспечить доставку отходов I–IV классов опасности организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по размещению или обезвреживанию отходов I–IV классов опасности. К сожалению, какой именно комплект подтверждающих документов однозначно свидетельствует о данном намерении собственника, Росприроднадзор не разъясняет.

Таким образом, на сегодняшний день непонятно, когда и как будут урегулированы возникшие проблемы в толковании и применении действующих федеральных законов и каким образом будет осуществляться контроль за правильностью исполнения норм действующего законодательства в области обращения с отходами I–IV классов опасности.

 

Н.С. Манджиева, инженер-эколог

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 2, 2013.

Отдаем журнал бесплатно!

Отмена лицензирования в области обращения с отходами производства и потребления: миф или реальность?

В июне 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 25.06.2012 № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Им внесены изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 99-ФЗ).

Согласно внесенным изменениям, в настоящий момент лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ).

Что же нам сулят новые изменения? Дадут ли эти послабления толчок к развитию рынка утилизации отходов?

Казалось бы, все стало намного проще: теперь каждый желающий может организовать сбор отходов I–IV классов опасности, их использование, в т.ч. и для получения энергии, а остальные отходы транспортировать до места их непосредственного обезвреживания или размещения.

К сожалению, на практике оказывается не все так просто. Ситуацию, сложившуюся в сфере российского законодательства в области обращения с отходами, можно охарактеризовать при помощи следующих строк:

Все в жизни так переплелось,

Что мудреца еще такого не нашлось,

Который разобраться бы сумел…

В настоящее время существуют достаточно серьезные противоречия как между принятыми и уже действующими федеральными законами, так и внутри самих законов.

1. В Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.07.2012) (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) под использованием отходов понимается их применение для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. То есть под данным термином закон подразумевает в том числе и сжигание отходов для получения энергии. Однако в данном Федеральном законе содержится и определение термина «обезвреживание отходов»: обработка отходов, в т.ч. сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Таким образом, к какому из видов деятельности относится сжигание отходов? И как доказать, что в определенном конкретном случае отход именно сжигают для получения энергии, а не обезвреживают?

2. Нормы Федерального закона № 99-ФЗ вступают в противоречие с нормой п. 3 ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ, согласно которой отчуждение отходов третьему лицу может производиться только в том случае, если это лицо имеет лицензию на использование, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов не меньшего класса опасности. Таким образом, образуется коллизия, заключающаяся в том, что гражданский оборот отходов для целей их полезной переработки (утилизации) возможен лишь при наличии лицензии (на использование отходов), в то время как лицензирование именно этого вида деятельности отменено. Какой из федеральных законов имеет в данной ситуации приоритетный характер?

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор) сообщает, что в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации направлено письмо с предложением о внесении поправок в п. 3 ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ с целью урегулирования данного вопроса в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Но, пожалуй, самая главная проблема заключается в том, что до настоящего времени вопрос о порядке подтверждения на стадии отчуждения отходов цели их дальнейшего сбора, использования, транспортирования, а не приобретения для иных целей, в т.ч. захоронения или обезвреживания, не урегулирован. В своем письме от 28.11.2012 № ВК-03-03-36/16141 «По вопросу передачи отходов» Росприроднадзор считает, что таким подтверждением, наряду с заключением прямых или трехсторонних договоров, в частности, может являться комплект документов, однозначно свидетельствующих о намерении собственника обеспечить доставку отходов I–IV классов опасности организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по размещению или обезвреживанию отходов I–IV классов опасности. К сожалению, какой именно комплект подтверждающих документов однозначно свидетельствует о данном намерении собственника, Росприроднадзор не разъясняет.

Таким образом, на сегодняшний день непонятно, когда и как будут урегулированы возникшие проблемы в толковании и применении действующих федеральных законов и каким образом будет осуществляться контроль за правильностью исполнения норм действующего законодательства в области обращения с отходами I–IV классов опасности.

 

Н.С. Манджиева, инженер-эколог

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 2, 2013.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам