Отдаем журнал бесплатно!

Как будут работать системы автоматического контроля выбросов и сбросов

Понятие «система автоматического контроля» появилось в федеральном законодательстве несколько лет назад, и долгое время дальше упоминания термина дело не шло. В марте 2019 г. дело сдвинулось с мертвой точки — вышли подзаконные акты, на основании которых будут осуществляться установка таких систем, их контроль и функционирование.

 

Сам термин определен в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.07.2018; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ). Так, система автоматического контроля (далее — САК) — комплекс технических средств, обеспечивающих автоматические измерения и учет показателей выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ, фиксацию и передачу информации о показателях выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС).

Далее САК упоминаются в ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ:

 

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)

[…]
3.1. Программа производственного экологического контроля для объектов I категории, указанных в пункте 9 настоящей статьи, дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля[1], созданной в соответствии с настоящим Федеральным законом[2].
[…]
9. На объектах I категории стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического контроля.
Программой создания системы автоматического контроля определяются стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состав и форма передаваемой информации.
[…]

 

Срок создания САК не может превышать 4 года со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения (далее — КЭР)[3]. В случае если программой повышения экологической эффективности предусмотрена реконструкция стационарных источников, подлежащих оснащению САК, сроки оснащения таких источников определяются с учетом сроков реализации мероприятий программы повышения экологической эффективности.

 

Правила создания и эксплуатации САК, требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов НВОС устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Долгое время предприятия, эксплуатирующие объекты I категории, не могли спланировать создание САК, т.к. не были утверждены соответствующие подзаконные акты. В марте 2019 г. вышли сразу три подзаконных акта, на основании которых будут осуществляться установка САК, их контроль и функционирование:

 

Документ 1

Постановление Правительства РФ от 13.03.2019 № 262 «Об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ»

 

Документ 2

Постановление Правительства РФ от 13.03.2019 № 263 «О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»

 

Документ 3

Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р «Об утверждении видов технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ которых подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»

 

Рассмотрим указанные документы подробнее.

 

[1] Здесь и далее выделено автором.

[2] В настоящее время требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74, не содержат требований к программе создания САК.

[3] Подробнее см.:

Ламихова М. Утвержден порядок выдачи КЭР — можно начинать работу // Справочник эколога. 2019. № 4. С. 6–16;

Ламихова М. Пример заполнения заявки на получение КЭР // Справочник эколога. 2019. № 3. С. 59–72.

М. Ламихова, инженер ПАО «ВНИПИгаздобыча»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 5, 2019.

Отдаем журнал бесплатно!

Как будут работать системы автоматического контроля выбросов и сбросов

Понятие «система автоматического контроля» появилось в федеральном законодательстве несколько лет назад, и долгое время дальше упоминания термина дело не шло. В марте 2019 г. дело сдвинулось с мертвой точки — вышли подзаконные акты, на основании которых будут осуществляться установка таких систем, их контроль и функционирование.

 

Сам термин определен в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.07.2018; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ). Так, система автоматического контроля (далее — САК) — комплекс технических средств, обеспечивающих автоматические измерения и учет показателей выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ, фиксацию и передачу информации о показателях выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС).

Далее САК упоминаются в ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ:

 

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)

[…]
3.1. Программа производственного экологического контроля для объектов I категории, указанных в пункте 9 настоящей статьи, дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля[1], созданной в соответствии с настоящим Федеральным законом[2].
[…]
9. На объектах I категории стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического контроля.
Программой создания системы автоматического контроля определяются стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состав и форма передаваемой информации.
[…]

 

Срок создания САК не может превышать 4 года со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения (далее — КЭР)[3]. В случае если программой повышения экологической эффективности предусмотрена реконструкция стационарных источников, подлежащих оснащению САК, сроки оснащения таких источников определяются с учетом сроков реализации мероприятий программы повышения экологической эффективности.

 

Правила создания и эксплуатации САК, требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов НВОС устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Долгое время предприятия, эксплуатирующие объекты I категории, не могли спланировать создание САК, т.к. не были утверждены соответствующие подзаконные акты. В марте 2019 г. вышли сразу три подзаконных акта, на основании которых будут осуществляться установка САК, их контроль и функционирование:

 

Документ 1

Постановление Правительства РФ от 13.03.2019 № 262 «Об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ»

 

Документ 2

Постановление Правительства РФ от 13.03.2019 № 263 «О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»

 

Документ 3

Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р «Об утверждении видов технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ которых подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»

 

Рассмотрим указанные документы подробнее.

 

[1] Здесь и далее выделено автором.

[2] В настоящее время требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74, не содержат требований к программе создания САК.

[3] Подробнее см.:

Ламихова М. Утвержден порядок выдачи КЭР — можно начинать работу // Справочник эколога. 2019. № 4. С. 6–16;

Ламихова М. Пример заполнения заявки на получение КЭР // Справочник эколога. 2019. № 3. С. 59–72.

М. Ламихова, инженер ПАО «ВНИПИгаздобыча»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 5, 2019.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам