Отдаем журнал бесплатно!

Проблемы взаимодействия с Росгидрометом: за информацию придется заплатить

В данной статье мы рассмотрим проблемы сотрудничества с Росгидрометом с разных сторон. Первая часть статьи посвящена получению информации в интересах экологов промышленных предприятий и экологов — разработчиков природоохранной документации. Вторая часть статьи написана с точки зрения специалистов, работающих в сфере гидрометеорологии и имеющих свой взгляд на систему и свои методы решения проблем.

Росгидромет как ведомство

Росгидромет (вместе с его подведомственными организациями) является одной из государственных структур, с которыми приходится иметь дело, если занимаешься промышленной экологией. Вместе с тем сотрудничество это далеко не бесплатное.

Росгидромет — это федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в составе Минприроды России. Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы в порядке, установленном Правительством РФ.

Миссия Росгидромета, как указано на его официальном сайте[1], состоит в следующем:

• обеспечение гидрометеорологической безопасности Российской Федерации;

• предоставление государственных услуг в области гидрометеорологии, смежных с ней областях;

• мониторинг загрязнения окружающей среды,

и направлена на достижение следующих национальных целей:

• повышение качества жизни населения;

• обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста;

• создание потенциала для будущего развития;

• повышение уровня национальной безопасности.

Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях до 2030 года (далее — Стратегия № 1458-р), утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 03.09.2010 № 1458-р, содержит емкую характеристику общих недостатков Росгидромета:

 

Анализ деятельности гидрометеорологической службы показал несоответствие между возрастающим спросом общества и развивающейся экономики на гидрометеорологическую и другую информацию о состоянии окружающей среды, с одной стороны, и серьезным отставанием развития технической, технологической и кадровой базы гидрометеорологического обеспечения от современного уровня, с другой стороны, что является системной проблемой. Это несоответствие способствует росту дисбаланса между спросом на указанную информацию и возможностями ее формирования и предоставления […].

 

В последние годы несоответствие между спросом на информацию и возможностями ее формирования и предоставления только возрастает.

Получение прогнозов НМУ

Среди прочих сфер взаимодействия эколога с Росгидрометом в данной статье мы подробно рассмотрим вопросы, касающиеся мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ).

 

Словарь

НМУ — метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха[2].

 

Согласно ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ работы по регулированию выбросов при НМУ организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в порядке, установленном органами государственной власти субъектов. В каждом регионе установлен собственный порядок проведения таких работ.

При получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), IV категории), обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Федеральным законом № 195-ФЗ[3] в п. 3 ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ введен новый абзац, согласно которому требования к мероприятиям при НМУ устанавливаются Минприроды России.

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811[4] (документ вступит в силу 27.06.2020).

Информация о НМУ предоставляется территориальным органом Росгидромета (УГМС/ЦГМС[5]) в территориальный орган Росприроднадзора — орган, который контролирует проведение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

 

Правовое регулирование

Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам (далее — Порядок № 899) утвержден Приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899.

 

При разработке плана мероприятий при НМУ природопользователи руководствуются местными нормативными правовыми актами. Во многих регионах такие акты содержат методические указания, ссылающиеся на РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях», в других же есть ссылка на Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012; далее — Методическое пособие).

Сегодня разработать и согласовать план мероприятий при НМУ обязаны все предприятия, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением объектов НВОС IV категории). В некоторых регионах (например, в Красноярском крае) все еще сохраняют свое действие списки предприятий, получающих предупреждения о НМУ.

 

Помимо этого, согласно Методическому пособию все предприятия делились на категории: для 1 или 2 категории воздействия разработка плана мероприятий при НМУ была обязательной, для 3 категории — по требованию контролирующих органов. После изменений в законодательстве такое категорирование предприятий больше не имеет юридического значения, и планы мероприятий при НМУ разрабатывают все, у кого есть источники выбросов. Однако есть регионы, где все еще руководствуются вышеуказанными категориями и для 3 категории план разрабатывается только для тех районов, где проводятся работы по прогнозированию НМУ.

После согласования плана мероприятий при НМУ уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации работа строится следующим образом:

1) предприятие осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно установленным нормативам;

2) территориальный орган Росгидромета (УГМС/ЦГМС) производит мониторинг состояния атмосферы и составляет прогноз НМУ по данному населенному пункту или его части;

3) при наличии опасности возникновения НМУ УГМС/ЦГМС оповещает региональный орган госэконадзора.

И далее возникает ряд вопросов по процедуре оповещения собственно предприятия-загрязнителя.

 

[2] Статья 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 26.07.2019; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ).

[3] Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».

[4] Анализ данного документа см.: Клочихина О.С. Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811: требования к мероприятиям по уменьшению выбросов в периоды НМУ // Справочник эколога. 2020. № 3. С. 46–53 (прим. редакции).

[5] Управление/центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

М.В. Ламихова, инженер ПАО «ВНИПИгаздобыча»
Л.С. Хайбуллина, кандидат физико-математических наук, заместитель директора по научной работе АНО «Западно-Сибирское Метеоагентство»
С.В. Лучинин, ведущий юрисконсульт АНО «Западно-Сибирское Метеоагентство», юрисконсульт ФГБУН «Институт систематики и экологии животных Сибирского отделения Российской академии наук»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 5, 2020.

Отдаем журнал бесплатно!

Проблемы взаимодействия с Росгидрометом: за информацию придется заплатить

В данной статье мы рассмотрим проблемы сотрудничества с Росгидрометом с разных сторон. Первая часть статьи посвящена получению информации в интересах экологов промышленных предприятий и экологов — разработчиков природоохранной документации. Вторая часть статьи написана с точки зрения специалистов, работающих в сфере гидрометеорологии и имеющих свой взгляд на систему и свои методы решения проблем.

Росгидромет как ведомство

Росгидромет (вместе с его подведомственными организациями) является одной из государственных структур, с которыми приходится иметь дело, если занимаешься промышленной экологией. Вместе с тем сотрудничество это далеко не бесплатное.

Росгидромет — это федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в составе Минприроды России. Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы в порядке, установленном Правительством РФ.

Миссия Росгидромета, как указано на его официальном сайте[1], состоит в следующем:

• обеспечение гидрометеорологической безопасности Российской Федерации;

• предоставление государственных услуг в области гидрометеорологии, смежных с ней областях;

• мониторинг загрязнения окружающей среды,

и направлена на достижение следующих национальных целей:

• повышение качества жизни населения;

• обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста;

• создание потенциала для будущего развития;

• повышение уровня национальной безопасности.

Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях до 2030 года (далее — Стратегия № 1458-р), утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 03.09.2010 № 1458-р, содержит емкую характеристику общих недостатков Росгидромета:

 

Анализ деятельности гидрометеорологической службы показал несоответствие между возрастающим спросом общества и развивающейся экономики на гидрометеорологическую и другую информацию о состоянии окружающей среды, с одной стороны, и серьезным отставанием развития технической, технологической и кадровой базы гидрометеорологического обеспечения от современного уровня, с другой стороны, что является системной проблемой. Это несоответствие способствует росту дисбаланса между спросом на указанную информацию и возможностями ее формирования и предоставления […].

 

В последние годы несоответствие между спросом на информацию и возможностями ее формирования и предоставления только возрастает.

Получение прогнозов НМУ

Среди прочих сфер взаимодействия эколога с Росгидрометом в данной статье мы подробно рассмотрим вопросы, касающиеся мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ).

 

Словарь

НМУ — метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха[2].

 

Согласно ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ работы по регулированию выбросов при НМУ организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в порядке, установленном органами государственной власти субъектов. В каждом регионе установлен собственный порядок проведения таких работ.

При получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), IV категории), обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Федеральным законом № 195-ФЗ[3] в п. 3 ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ введен новый абзац, согласно которому требования к мероприятиям при НМУ устанавливаются Минприроды России.

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811[4] (документ вступит в силу 27.06.2020).

Информация о НМУ предоставляется территориальным органом Росгидромета (УГМС/ЦГМС[5]) в территориальный орган Росприроднадзора — орган, который контролирует проведение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

 

Правовое регулирование

Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам (далее — Порядок № 899) утвержден Приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899.

 

При разработке плана мероприятий при НМУ природопользователи руководствуются местными нормативными правовыми актами. Во многих регионах такие акты содержат методические указания, ссылающиеся на РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях», в других же есть ссылка на Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012; далее — Методическое пособие).

Сегодня разработать и согласовать план мероприятий при НМУ обязаны все предприятия, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением объектов НВОС IV категории). В некоторых регионах (например, в Красноярском крае) все еще сохраняют свое действие списки предприятий, получающих предупреждения о НМУ.

 

Помимо этого, согласно Методическому пособию все предприятия делились на категории: для 1 или 2 категории воздействия разработка плана мероприятий при НМУ была обязательной, для 3 категории — по требованию контролирующих органов. После изменений в законодательстве такое категорирование предприятий больше не имеет юридического значения, и планы мероприятий при НМУ разрабатывают все, у кого есть источники выбросов. Однако есть регионы, где все еще руководствуются вышеуказанными категориями и для 3 категории план разрабатывается только для тех районов, где проводятся работы по прогнозированию НМУ.

После согласования плана мероприятий при НМУ уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации работа строится следующим образом:

1) предприятие осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно установленным нормативам;

2) территориальный орган Росгидромета (УГМС/ЦГМС) производит мониторинг состояния атмосферы и составляет прогноз НМУ по данному населенному пункту или его части;

3) при наличии опасности возникновения НМУ УГМС/ЦГМС оповещает региональный орган госэконадзора.

И далее возникает ряд вопросов по процедуре оповещения собственно предприятия-загрязнителя.

 

[2] Статья 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 26.07.2019; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ).

[3] Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».

[4] Анализ данного документа см.: Клочихина О.С. Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811: требования к мероприятиям по уменьшению выбросов в периоды НМУ // Справочник эколога. 2020. № 3. С. 46–53 (прим. редакции).

[5] Управление/центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

М.В. Ламихова, инженер ПАО «ВНИПИгаздобыча»
Л.С. Хайбуллина, кандидат физико-математических наук, заместитель директора по научной работе АНО «Западно-Сибирское Метеоагентство»
С.В. Лучинин, ведущий юрисконсульт АНО «Западно-Сибирское Метеоагентство», юрисконсульт ФГБУН «Институт систематики и экологии животных Сибирского отделения Российской академии наук»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 5, 2020.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам