Отдаем журнал бесплатно!

Новые методы определения нормативов ПДВ

Не успели экологи прийти в себя от вступления в силу новых Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе[1], введенных взамен старого ОНД-86[2], не успели тщательно изучить проект нового порядка инвентаризации источников выбросов[3], как подоспел новый проект основополагающего документа — проект Приказа Минприроды России «Об утверждении Методов определения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух»[4] (далее — проект Методов).

 

Как известно, с 01.01.2019 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) будет изложена в новой редакции[5]:

 

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

(в редакции, действующей с 01.01.2019)

Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов

1. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
3. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду […].
4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
5. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов[6], нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
[…]

 

Отметим, что в настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, который бы утверждал методы определения и порядок установления предельно допустимых выбросов (далее — ПДВ). При разработке проектов ПДВ экологи до сей поры руководствуются Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987; далее — Рекомендации). Кроме того, ввиду устаревания требований Рекомендаций приходится совмещать их с положениями Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012; далее — Методическое пособие).

Общие положения

Проект Методов предназначен для расчета величин ПДВ — нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, допустимых ‎для выброса в атмосферный воздух стационарным источником ‎и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которых обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

Обратите внимание: в проекте Методов используется термин «предельно допустимые выбросы», как и в ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон № 96-ФЗ), тогда как в Федеральном законе № 7-ФЗ используется новое понятие — «нормативы допустимых выбросов». В проекте документа также подчеркивается, что ПДВ определяются исключительно для стационарных источников, при этом учитываются все типы источников (организованные, неорганизованные).

Помимо этого, в проекте Методов употребляется термин «определение ПДВ» (а не «установление»), т.е. процедура согласования и утверждения ПДВ в каком-либо государственном органе, судя по всему, отсутствует.

В рамках определения ПДВ:

• учитывается влияние выбросов от конкретного стационарного источника выбросов и (или) совокупности стационарных источников объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС);

• устанавливаются (при необходимости) временно разрешенные выбросы (далее — ВРВ);

• решается вопрос о периодичности проведения производственного экологического контроля (далее — ПЭК) по соблюдению ПДВ для конкретных источников выбросов и наименований загрязняющих веществ.

 

КСТАТИ

Вопрос о периодичности контроля в рамках ПЭК сейчас стоит особенно остро, т.к. согласно новым требованиям к содержанию программы ПЭК[7], в плане-графике контроля стационарных источников выбросов подраздела «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» программы указывается в том числе периодичность контроля, но критериев ее определения в Приказе № 74 не приводится.

 

В отношении проектируемых, строящихся, реконструируемых и (или) вводимых в эксплуатацию объектов ПДВ определяются на основе утвержденной в установленном порядке проектной документации (п. 4 проекта Методов). Указанная норма уже была закреплена в Постановлении Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».

Величины ПДВ определяются на основе:

• гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха ‎и других экологических нормативов, в т.ч. нормативов качества атмосферного воздуха для зон, к которым предъявляются повышенные экологические требования (мест массового отдыха населения, территорий размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации)[8].

 

Напомним, что понятие «экологический норматив» у нас все еще остается теоретическим, поскольку ни один такой норматив не разработан и не установлен на государственном уровне, в отличие от гигиенических нормативов;

• величин уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение, установленных в соответствии с национальным проектом в сфере экологии, федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха, международными обязательствами Российской Федерации;

• региональных программ в области охраны атмосферного воздуха, целевых показателей объема или массы выбросов на территории субъекта Российской Федерации.

В случае если в субъекте Российской Федерации будут установлены нормативы качества, не менее строгие по сравнению с государственными нормативами, то их тоже нужно будет учитывать при определении ПДВ.

Определение ПДВ

Пункт 6 проекта Методов предусматривает, что ПДВ определяются для перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (далее — Перечень № 1316-р). Указанный документ все еще носит спорный характер, т.к. формально устанавливает перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования, а не нормирования. В связи с путаной терминологией в некоторых субъектах Российской Федерации продолжают выдавать разрешения на выброс всех загрязняющих веществ, фактически выбрасываемых источниками хозяйствующего субъекта.

 

[1] Утверждены Приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273.

[2] Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86) (утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192).

[3] См. проект Приказа Минприроды России «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (regulation.gov.ru/projects#npa=47978).

Обратите внимание: Приказ Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» возвращен без государственной регистрации (см. письмо Минюста России от 29.08.2018 № 01/115140-ЮЛ).

[5] См. пункт 11 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[6] Здесь и далее выделено автором.

[7] См. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ № 74).

[8] В жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК и 0,8 ПДК — в местах массового отдыха населения, на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации (п. 2.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»).

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2018.

Отдаем журнал бесплатно!

Новые методы определения нормативов ПДВ

Не успели экологи прийти в себя от вступления в силу новых Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе[1], введенных взамен старого ОНД-86[2], не успели тщательно изучить проект нового порядка инвентаризации источников выбросов[3], как подоспел новый проект основополагающего документа — проект Приказа Минприроды России «Об утверждении Методов определения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух»[4] (далее — проект Методов).

 

Как известно, с 01.01.2019 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) будет изложена в новой редакции[5]:

 

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

(в редакции, действующей с 01.01.2019)

Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов

1. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
3. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду […].
4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
5. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов[6], нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
[…]

 

Отметим, что в настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, который бы утверждал методы определения и порядок установления предельно допустимых выбросов (далее — ПДВ). При разработке проектов ПДВ экологи до сей поры руководствуются Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987; далее — Рекомендации). Кроме того, ввиду устаревания требований Рекомендаций приходится совмещать их с положениями Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012; далее — Методическое пособие).

Общие положения

Проект Методов предназначен для расчета величин ПДВ — нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, допустимых ‎для выброса в атмосферный воздух стационарным источником ‎и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которых обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

Обратите внимание: в проекте Методов используется термин «предельно допустимые выбросы», как и в ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон № 96-ФЗ), тогда как в Федеральном законе № 7-ФЗ используется новое понятие — «нормативы допустимых выбросов». В проекте документа также подчеркивается, что ПДВ определяются исключительно для стационарных источников, при этом учитываются все типы источников (организованные, неорганизованные).

Помимо этого, в проекте Методов употребляется термин «определение ПДВ» (а не «установление»), т.е. процедура согласования и утверждения ПДВ в каком-либо государственном органе, судя по всему, отсутствует.

В рамках определения ПДВ:

• учитывается влияние выбросов от конкретного стационарного источника выбросов и (или) совокупности стационарных источников объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС);

• устанавливаются (при необходимости) временно разрешенные выбросы (далее — ВРВ);

• решается вопрос о периодичности проведения производственного экологического контроля (далее — ПЭК) по соблюдению ПДВ для конкретных источников выбросов и наименований загрязняющих веществ.

 

КСТАТИ

Вопрос о периодичности контроля в рамках ПЭК сейчас стоит особенно остро, т.к. согласно новым требованиям к содержанию программы ПЭК[7], в плане-графике контроля стационарных источников выбросов подраздела «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» программы указывается в том числе периодичность контроля, но критериев ее определения в Приказе № 74 не приводится.

 

В отношении проектируемых, строящихся, реконструируемых и (или) вводимых в эксплуатацию объектов ПДВ определяются на основе утвержденной в установленном порядке проектной документации (п. 4 проекта Методов). Указанная норма уже была закреплена в Постановлении Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».

Величины ПДВ определяются на основе:

• гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха ‎и других экологических нормативов, в т.ч. нормативов качества атмосферного воздуха для зон, к которым предъявляются повышенные экологические требования (мест массового отдыха населения, территорий размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации)[8].

 

Напомним, что понятие «экологический норматив» у нас все еще остается теоретическим, поскольку ни один такой норматив не разработан и не установлен на государственном уровне, в отличие от гигиенических нормативов;

• величин уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение, установленных в соответствии с национальным проектом в сфере экологии, федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха, международными обязательствами Российской Федерации;

• региональных программ в области охраны атмосферного воздуха, целевых показателей объема или массы выбросов на территории субъекта Российской Федерации.

В случае если в субъекте Российской Федерации будут установлены нормативы качества, не менее строгие по сравнению с государственными нормативами, то их тоже нужно будет учитывать при определении ПДВ.

Определение ПДВ

Пункт 6 проекта Методов предусматривает, что ПДВ определяются для перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (далее — Перечень № 1316-р). Указанный документ все еще носит спорный характер, т.к. формально устанавливает перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования, а не нормирования. В связи с путаной терминологией в некоторых субъектах Российской Федерации продолжают выдавать разрешения на выброс всех загрязняющих веществ, фактически выбрасываемых источниками хозяйствующего субъекта.

 

[1] Утверждены Приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273.

[2] Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86) (утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192).

[3] См. проект Приказа Минприроды России «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (regulation.gov.ru/projects#npa=47978).

Обратите внимание: Приказ Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» возвращен без государственной регистрации (см. письмо Минюста России от 29.08.2018 № 01/115140-ЮЛ).

[5] См. пункт 11 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[6] Здесь и далее выделено автором.

[7] См. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ № 74).

[8] В жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК и 0,8 ПДК — в местах массового отдыха населения, на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации (п. 2.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»).

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2018.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам