Отдаем журнал бесплатно!

Требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов: проект Приказа Минприроды России

Ключевые вопросы

Требования к объектам размещения отходов

Проектирование, эксплуатация, вывод из эксплуатации объектов размещения ТКО

Правовое регулирование

Статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) устанавливает минимальный объем требований к объектам размещения отходов (далее — ОРО). В дополнение к ним уполномоченным органом должны быть приняты два документа: требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов (далее — ОР ТКО).

 

Указанное положение было введено Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» и вступило в силу с 01.01.2016.

Причем Федеральный закон от 29.06.2015 № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внес в указанный пункт изменение, заменив слово «захоронение» на слово «размещение», что значительно расширило перечень ОРО, к которым необходимо установить требования.

 

КСТАТИ

Помимо требований к ОРО ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ содержит требования по обращению с отходами (чч. 7, 8, 10, 11), которые, по нашему мнению, должны быть исключены из данной статьи и перенесены в ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ.

 

Следует отметить, что ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ предусматривает запрет захоронения отходов на определенных территориях, что на практике означает запрет возведения объектов захоронения отходов на этих территориях, но не объектов хранения отходов. Полагаем, что ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ должна быть логически и последовательно связана с ч. 2 этой же статьи, поскольку она определяет возможность расположения ОРО в зависимости от географических, экономических и природоохранных факторов.

Далее ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ говорит о четырех обязанностях собственников или законных владельцев ОРО:

1) внесение ОРО в государственный реестр ОРО (хотя, конечно, в реестр «вносятся» не ОРО, а сведения о них);

2) проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду в ходе его эксплуатации;

3) проведение контроля за состоянием ОРО и их воздействием на окружающую среду после окончания их эксплуатации;

4) осуществление работ по восстановлению нарушенных земель после окончания их эксплуатации.

Исполнить эти четыре требования собственникам и владельцам ОРО не так просто. Ведь до недавнего времени отсутствовал порядок проведения мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду. До сих пор не актуализирован порядок рекультивации нарушенных земель, действующий с 1994 г., хотя в ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от 03.07.2016) недавно (04.07.2016) было определено понятие «рекультивация земель», а порядок ее проведения должен быть установлен Правительством Российской Федерации.

В 2011 г. Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов, включающий правила ведения государственного реестра ОРО.

Однако с 1998 г. и по сей день уполномоченный орган не утвердил порядок проведения контроля за состоянием ОРО и их воздействием на окружающую среду, а ведь прошло уже 19 лет с момента вступления в силу указанного требования.

Тем не менее в отсутствие необходимых нормативных правовых актов 09.02.2017 на сайте regulation.gov.ru для прохождения процедуры оценки регулирующего воздействия был размещен проект Приказа Минприроды России «Об утверждении требований к объектам размещения твердых коммунальных отходов»[1] (далее — проект Приказа), новеллы и недостатки которого мы предлагаем рассмотреть в настоящей статье.

М.Е. Бабич, консультант отдела оценок в сфере транспорта, связи и экологии Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России, магистр юриспруденции Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2017.

Отдаем журнал бесплатно!

Требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов: проект Приказа Минприроды России

Ключевые вопросы

Требования к объектам размещения отходов

Проектирование, эксплуатация, вывод из эксплуатации объектов размещения ТКО

Правовое регулирование

Статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) устанавливает минимальный объем требований к объектам размещения отходов (далее — ОРО). В дополнение к ним уполномоченным органом должны быть приняты два документа: требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов (далее — ОР ТКО).

 

Указанное положение было введено Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» и вступило в силу с 01.01.2016.

Причем Федеральный закон от 29.06.2015 № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внес в указанный пункт изменение, заменив слово «захоронение» на слово «размещение», что значительно расширило перечень ОРО, к которым необходимо установить требования.

 

КСТАТИ

Помимо требований к ОРО ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ содержит требования по обращению с отходами (чч. 7, 8, 10, 11), которые, по нашему мнению, должны быть исключены из данной статьи и перенесены в ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ.

 

Следует отметить, что ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ предусматривает запрет захоронения отходов на определенных территориях, что на практике означает запрет возведения объектов захоронения отходов на этих территориях, но не объектов хранения отходов. Полагаем, что ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ должна быть логически и последовательно связана с ч. 2 этой же статьи, поскольку она определяет возможность расположения ОРО в зависимости от географических, экономических и природоохранных факторов.

Далее ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ говорит о четырех обязанностях собственников или законных владельцев ОРО:

1) внесение ОРО в государственный реестр ОРО (хотя, конечно, в реестр «вносятся» не ОРО, а сведения о них);

2) проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду в ходе его эксплуатации;

3) проведение контроля за состоянием ОРО и их воздействием на окружающую среду после окончания их эксплуатации;

4) осуществление работ по восстановлению нарушенных земель после окончания их эксплуатации.

Исполнить эти четыре требования собственникам и владельцам ОРО не так просто. Ведь до недавнего времени отсутствовал порядок проведения мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду. До сих пор не актуализирован порядок рекультивации нарушенных земель, действующий с 1994 г., хотя в ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от 03.07.2016) недавно (04.07.2016) было определено понятие «рекультивация земель», а порядок ее проведения должен быть установлен Правительством Российской Федерации.

В 2011 г. Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов, включающий правила ведения государственного реестра ОРО.

Однако с 1998 г. и по сей день уполномоченный орган не утвердил порядок проведения контроля за состоянием ОРО и их воздействием на окружающую среду, а ведь прошло уже 19 лет с момента вступления в силу указанного требования.

Тем не менее в отсутствие необходимых нормативных правовых актов 09.02.2017 на сайте regulation.gov.ru для прохождения процедуры оценки регулирующего воздействия был размещен проект Приказа Минприроды России «Об утверждении требований к объектам размещения твердых коммунальных отходов»[1] (далее — проект Приказа), новеллы и недостатки которого мы предлагаем рассмотреть в настоящей статье.

М.Е. Бабич, консультант отдела оценок в сфере транспорта, связи и экологии Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России, магистр юриспруденции Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2017.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам