Отдаем журнал бесплатно!

Истек срок действия заключения ГЭЭ на новую технику, технологию: надо ли проводить ГЭЭ повторно?

Истек срок действия заключения ГЭЭ на новую технику, технологию: надо ли проводить ГЭЭ повторно?

 

Природопользователи, у которых истек срок действия заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) на новую технику, технологию, задаются вопросом: надо ли проводить ГЭЭ повторно и вновь получать положительное заключение ГЭЭ, чтобы продолжать использовать (эксплуатировать) технику и (или) применять технологию?

 

Данный вопрос получил широкое распространение на практике, однако единого мнения правоприменительных органов по нему нет.

Отдельные территориальные органы Росприроднадзора полагают, что правомерное применение техники, технологии, которые когда-то являлись новыми (а следовательно, проекты технической документации на которые были объектом ГЭЭ), возможно только в случае, если на соответствующую технику и (или) технологию имеется положительное заключение ГЭЭ с неистекшим сроком действия.

Тем не менее Минприроды России считает иначе:

 

Фрагмент письма Минприроды России от 22.10.2018 № 12-47/26622 «О необходимости проведения государственной экологической экспертизы»

[…]

[…] необходимость представления на ГЭЭ проектов технической документации на технику, технологию, ранее получивших положительное заключение ГЭЭ, по истечению срока действия положительного заключения ГЭЭ может быть обусловлена реализацией объекта ГЭЭ с отступлением от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, внесением изменений в документацию после получения положительного заключения ГЭЭ, а также если объект ГЭЭ не был реализован в течение срока действия положительного заключения ГЭЭ.

[…]

 

Таким образом, Минприроды России подтверждает отсутствие оснований для представления на ГЭЭ проектов технической документации на технику, технологию, ранее получивших положительное заключение ГЭЭ, по истечении срока действия такого заключения, если речь не идет:

• о реализации объекта ГЭЭ с отступлением от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ;

• о внесении изменений в документацию после получения положительного заключения ГЭЭ;

• о случаях, когда объект ГЭЭ не был реализован в течение срока действия положительного заключения ГЭЭ (но планируется к реализации).

В рамках настоящего материала постараемся понять, как данное утверждение может быть обосновано согласно положениям законодательства об экологической экспертизе.

И в первую очередь напомним, что проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, являются объектом ГЭЭ федерального уровня[1]. Это означает, что приступить к применению новой техники, технологии возможно лишь при наличии положительного заключения ГЭЭ:

 

Извлечение
из Федерального закона № 174-ФЗ

Статья 30. Виды нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе

Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе[2] заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются:
[…]
6) реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
[…]

 

Частью 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение требований законодательства об обязательности проведения ГЭЭ, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих ГЭЭ и не получивших положительного заключения ГЭЭ влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

• на граждан в размере от 1500 до 2000 руб.;

• должностных лиц — от 5000 до 10 000 руб.;

• юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Смоделируем достаточно распространенную на практике ситуацию.

Хозяйствующий субъект намерен применять новую технику или технологию. Для цели правомерной реализации указанного намерения он обращается за получением заключения ГЭЭ. Получив положительное заключение ГЭЭ, хозяйствующий субъект внедряет в производственный процесс новую технику или технологию.

При этом положительное заключение ГЭЭ имеет срок действия, по истечении которого у хозяйствующего субъекта возникает вопрос: необходимо ли повторно проходить ГЭЭ для дальнейшего применения внедренной техники или технологии?

 

Рассуждения правоприменительных органов в пользу положительного ответа на данный вопрос строятся, как правило, следующим образом:

1. Положительное заключение ГЭЭ теряет юридическую силу в том числе в случае истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ (абз. 3 п. 5 ст. 18 Федерального закона № 174-ФЗ).

2. Объектом ГЭЭ федерального уровня является объект ГЭЭ, ранее получивший положительное заключение ГЭЭ, в т.ч. в случае истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ (подп. 8 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ).

Вывод: если во время применения новой техники или технологии истек срок действия положительного заключения ГЭЭ, необходимо повторно пройти ГЭЭ и получить новое положительное заключение.

На первый взгляд кажется, что вывод достаточно обоснован, однако не стоит торопиться, следует разобраться в вопросе более внимательно.

Прежде всего вернемся к перечню объектов ГЭЭ.

В нашем случае объектом ГЭЭ являют проекты технической документации на новую технику и технологию.

К сожалению, ни законодательство об экологической экспертизе, ни принятые в его развитие подзаконные акты не содержат уточнений по поводу того, что считать новой техникой и технологией.

На это вопрос в своем письме постаралось ответить Минприроды России.

 

Фрагмент письма Минприроды России от 13.05.2011 № 05-12-44/7250 «О проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на новые технику, технологию»

[…]

По мнению Минприроды России, к новым технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию[3] на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию технологии.

[…]

 

А что же с нашими объектами ГЭЭ, которые получили положительное заключение и были внедрены на территории Российской Федерации?

К моменту истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ внедренная (применяемая) техника или технология не являются новыми, т.к. не отвечают критерию «впервые предлагаемые к использованию».

Это означает, что объекта ГЭЭ попросту нет, а следовательно, отсутствует основание для повторного получения положительного заключения ГЭЭ.

Вывод

Истечение срока действия положительного заключения ГЭЭ на проекты технической документации на новую технику и технологию (при условии, что техника и технология внедрены (применены) до истечения данного срока) не является основанием для повторного прохождения ГЭЭ в отношении технической документации на технику и технологию, не являющихся новыми.

 

 

[1] Подпункт 5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 01.05.2019; далее — Федеральный закон № 174-ФЗ).

[2] Здесь и далее выделено автором.

[3] Выделено автором.

И.В. Куликов, заместитель генерального директора ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 6, 2019.

Отдаем журнал бесплатно!

Истек срок действия заключения ГЭЭ на новую технику, технологию: надо ли проводить ГЭЭ повторно?

Истек срок действия заключения ГЭЭ на новую технику, технологию: надо ли проводить ГЭЭ повторно?

 

Природопользователи, у которых истек срок действия заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) на новую технику, технологию, задаются вопросом: надо ли проводить ГЭЭ повторно и вновь получать положительное заключение ГЭЭ, чтобы продолжать использовать (эксплуатировать) технику и (или) применять технологию?

 

Данный вопрос получил широкое распространение на практике, однако единого мнения правоприменительных органов по нему нет.

Отдельные территориальные органы Росприроднадзора полагают, что правомерное применение техники, технологии, которые когда-то являлись новыми (а следовательно, проекты технической документации на которые были объектом ГЭЭ), возможно только в случае, если на соответствующую технику и (или) технологию имеется положительное заключение ГЭЭ с неистекшим сроком действия.

Тем не менее Минприроды России считает иначе:

 

Фрагмент письма Минприроды России от 22.10.2018 № 12-47/26622 «О необходимости проведения государственной экологической экспертизы»

[…]

[…] необходимость представления на ГЭЭ проектов технической документации на технику, технологию, ранее получивших положительное заключение ГЭЭ, по истечению срока действия положительного заключения ГЭЭ может быть обусловлена реализацией объекта ГЭЭ с отступлением от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, внесением изменений в документацию после получения положительного заключения ГЭЭ, а также если объект ГЭЭ не был реализован в течение срока действия положительного заключения ГЭЭ.

[…]

 

Таким образом, Минприроды России подтверждает отсутствие оснований для представления на ГЭЭ проектов технической документации на технику, технологию, ранее получивших положительное заключение ГЭЭ, по истечении срока действия такого заключения, если речь не идет:

• о реализации объекта ГЭЭ с отступлением от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ;

• о внесении изменений в документацию после получения положительного заключения ГЭЭ;

• о случаях, когда объект ГЭЭ не был реализован в течение срока действия положительного заключения ГЭЭ (но планируется к реализации).

В рамках настоящего материала постараемся понять, как данное утверждение может быть обосновано согласно положениям законодательства об экологической экспертизе.

И в первую очередь напомним, что проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, являются объектом ГЭЭ федерального уровня[1]. Это означает, что приступить к применению новой техники, технологии возможно лишь при наличии положительного заключения ГЭЭ:

 

Извлечение
из Федерального закона № 174-ФЗ

Статья 30. Виды нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе

Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе[2] заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются:
[…]
6) реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
[…]

 

Частью 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение требований законодательства об обязательности проведения ГЭЭ, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих ГЭЭ и не получивших положительного заключения ГЭЭ влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

• на граждан в размере от 1500 до 2000 руб.;

• должностных лиц — от 5000 до 10 000 руб.;

• юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Смоделируем достаточно распространенную на практике ситуацию.

Хозяйствующий субъект намерен применять новую технику или технологию. Для цели правомерной реализации указанного намерения он обращается за получением заключения ГЭЭ. Получив положительное заключение ГЭЭ, хозяйствующий субъект внедряет в производственный процесс новую технику или технологию.

При этом положительное заключение ГЭЭ имеет срок действия, по истечении которого у хозяйствующего субъекта возникает вопрос: необходимо ли повторно проходить ГЭЭ для дальнейшего применения внедренной техники или технологии?

 

Рассуждения правоприменительных органов в пользу положительного ответа на данный вопрос строятся, как правило, следующим образом:

1. Положительное заключение ГЭЭ теряет юридическую силу в том числе в случае истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ (абз. 3 п. 5 ст. 18 Федерального закона № 174-ФЗ).

2. Объектом ГЭЭ федерального уровня является объект ГЭЭ, ранее получивший положительное заключение ГЭЭ, в т.ч. в случае истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ (подп. 8 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ).

Вывод: если во время применения новой техники или технологии истек срок действия положительного заключения ГЭЭ, необходимо повторно пройти ГЭЭ и получить новое положительное заключение.

На первый взгляд кажется, что вывод достаточно обоснован, однако не стоит торопиться, следует разобраться в вопросе более внимательно.

Прежде всего вернемся к перечню объектов ГЭЭ.

В нашем случае объектом ГЭЭ являют проекты технической документации на новую технику и технологию.

К сожалению, ни законодательство об экологической экспертизе, ни принятые в его развитие подзаконные акты не содержат уточнений по поводу того, что считать новой техникой и технологией.

На это вопрос в своем письме постаралось ответить Минприроды России.

 

Фрагмент письма Минприроды России от 13.05.2011 № 05-12-44/7250 «О проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на новые технику, технологию»

[…]

По мнению Минприроды России, к новым технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию[3] на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию технологии.

[…]

 

А что же с нашими объектами ГЭЭ, которые получили положительное заключение и были внедрены на территории Российской Федерации?

К моменту истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ внедренная (применяемая) техника или технология не являются новыми, т.к. не отвечают критерию «впервые предлагаемые к использованию».

Это означает, что объекта ГЭЭ попросту нет, а следовательно, отсутствует основание для повторного получения положительного заключения ГЭЭ.

Вывод

Истечение срока действия положительного заключения ГЭЭ на проекты технической документации на новую технику и технологию (при условии, что техника и технология внедрены (применены) до истечения данного срока) не является основанием для повторного прохождения ГЭЭ в отношении технической документации на технику и технологию, не являющихся новыми.

 

 

[1] Подпункт 5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 01.05.2019; далее — Федеральный закон № 174-ФЗ).

[2] Здесь и далее выделено автором.

[3] Выделено автором.

И.В. Куликов, заместитель генерального директора ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 6, 2019.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам