Отдаем журнал бесплатно!

Винсент Ван Гог

 

Винсент Ван Гог  (1853–1890) родился в нидерландской деревушке Гроот Зюндерт в семье пастора. С шестнадцати лет он работал в конторе по продаже картин, после был помощником учителя в частной школе в Англии. В 1878 году устроился проповедником в шахтерский район на юге Бельгии. Пораженный бедственным положением рабочих, будущий художник пытался добиться улучшения положения рабочих, но был уволен.

Скитания без денег, без друзей, без крыши над головой сделали Ван Гога другим человеком. В 27 лет он решил стать художником и поступил в Брюсселе в Академию художеств. Однако из-за непримиримого характера весьма скоро бросил ее и продолжил образование самостоятельно, используя репродукции и регулярно занимаясь рисунком.

Первый период творчества Ван Гога называется голландским (1881–1885). Героями его полотен стали рабочие и крестьяне в процессе тяжелого труда. Художнику не хватало знаний, но он упорно работал, изучая работы великих мастеров прошлого и искусство современников. В этот период Ван Гог создал картину «Едоки картофеля» (1885) – изобразил всю сущность бытия крестьян, нечто неизменное, исконно присущее их трудной жизни. Во имя этой художественной правды Ван Гог отказался от фотографической достоверности. Уже в первых работах он смело деформировал лица и фигуры персонажей, сознательно огрубляя их. Именно поэтому, как писала критика, «они пахнут землей, которую обрабатывают».

В 1886-м Ван Гог приехал в Париж. С этого момента начался второй этап его творчества. Здесь он познакомился с Камилем Писарро, Полем Гогеном, Эдгаром Дега и другими художниками-постимпрессионистами. За два года пребывания здесь Ван Гог освоил достижения французской живописи последнего двадцатилетия. Для этого этапа характерна смена палитры: исчезла омраченность настроений и красок, социальные проблемы уступили место натюрмортам, видам Монмартра, портретам. Этюды с букетами цветов выходят из-под его кисти десятками: это дало художнику возможность освоить достижения новой системы цвета, поэкспериментировать с красками палитры, испробовать технику мазков.

Новым этапом и временем величайшего расцвета художественного мастерства стал арльский период. Он начался с «Портрета папаши Танги» (1887), который будет назван одним из достижений постимпрессионизма.

Особое место в творчестве художника занимали автопортреты. Особенно сильное впечатление производят «Поклонник Будды», «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой» и «Автопортрет».

В 1888 Ван Гог покинул Париж зрелым мастером, чтобы работать в уединении в городке Арль. Художник снял здесь дом и написал за три недели 15 картин для его украшения, среди них «Подъемный мост около Арля», «Грушевое деревце», «Деревья в цвету». Одна из центральных работ Ван Гога первой половины арльского периода – «Долина Кро» – полнее всего выразила идею гармоничного и величественного мира. В этот период проблема цвета играет решающую роль для художника: Ван Гог использовал два основных цвета, которые расценивал как противоположные. Первый – от нежно-лимонного до ярко-оранжевого – казался ему сродни солнечному свету; второй – от голубого до почти черного – был таинственным, выражающим такие понятия, как фатальная неизбежность и смерть.

Вскоре в Арль прибыл Поль Гоген, которого Винсент приглашал неоднократно. После начального периода восторженного и плодотворного сосуществования отношения между двумя художниками портятся. Трагичным станет канун Рождества 1888 года, когда после бурной ссоры Винсент бритвой отрезал себе мочку левого уха и, завернув ее в бумагу, относит в подарок проститутке Рашель. Ван Гога обнаружил на кровати в луже крови его друг Рулен, художника отвезли в больницу, где, против всех опасений, он через несколько дней пошел на поправку. После этого случая художник создал «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой».

Напряженная работа и разгульный образ жизни (Ван Гог злоупотреблял абсентом) в последние годы привели к периодическому появлению приступов безумия. Психическое здоровье ухудшалось, и в итоге Ван Гог добровольно удалился в больницу для душевнобольных. Здесь он продолжил работать. Ван Гог всегда стремился, чтобы его изображения предельно точно выражали то, что он видит в природе, и утверждал, что его полотна – это «не столько язык живописи, сколько язык природы, которую нужно уметь слушать».

Спустя год пребывание в клинике начало тяготить художника. В мае 1890 он поселился в Овере. Последние работы Ван Гога («Звездная ночь», «Мэрия в Овере», «Церковь в Овере») полны зловещего смысла, в них причудливо соединилось реальное и фантастическое.

Художник покончил жизнь самоубийством в возрасте тридцати семи лет, выстрелив себе в сердце.

«Ирисы». 1890

«Ирисы» написаны за год до смерти в лечебнице Святого Павла Мавзолийского. Художник изобразил роскошные ирисы, которые он видел по дороге. Мотив картины – спелость, сочность, избыточность великолепия природы. Глубокий синий цвет цветов составляет контраст зеленому цвету листьев, заостренных и по форме напоминающих ланцет, которые вносят в композицию ритм незримых разделительных линий между цветами. Почва теплого красного тона словно бы крепко склоняет растения книзу, так же как светло-зеленый луг на заднем плане притягивает цветы к себе. Как полный контраст цветовой насыщенности изображения – белый ирис в левой части композиции, ему вторит бледно-голубой цветок, расположенный у правого края.

В картине отсутствует высокая напряженность, которая проявляется в его последующих работах. Ван Гог назвал картину «громоотвод для моей болезни», потому что чувствовал, что может сдерживать недуг, продолжая писать.

У искусствоведов картина вызывает противоречивые чувства: кто-то в ней видит следы смятения, депрессии или сломанной психики, а кто-то – радость познания, гармонию и красоту.

Первым владельцем полотна был французский искусствовед Октав Мирбо, заплативший за полотно 300 франков. В 1987 году «Ирисы» стали самой дорогой картиной, установив рекорд, который продержался на протяжении двух с половиной лет; в то время картина была продана за 53,9 млн долларов Алану Бонду, но у него не было достаточно денег, чтобы завершить сделку. «Ирисы» были перепроданы в 1990 году музею Гетти в Лос-Анджелесе.

 

 

Едоки картофеля. 1885

 

Подсолнухи. 1888

 

Стая ворон над хлебным полем. 1890

 


Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. 1889

 

Звездная ночь. 1889

 

Наша справка. Постимпрессионизм – направление в изобразительном искусстве, которое пришло на смену импрессионизму. Началом постимпрессионизма принято считать середину 1880-х, когда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован «Манифест символизма» (1886) поэта Жана Мореаса. Художники нового течения декларировали неприятие эстетики импрессионизма и реализма. Их объединяла готовность передавать в картинах не сиюминутные впечатления от каждого мгновения, а длительные, сущностные состояния жизни и окружающего мира. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относят Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Поля Сезанна.

 

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 1, 2011.

Отдаем журнал бесплатно!

Винсент Ван Гог

 

Винсент Ван Гог  (1853–1890) родился в нидерландской деревушке Гроот Зюндерт в семье пастора. С шестнадцати лет он работал в конторе по продаже картин, после был помощником учителя в частной школе в Англии. В 1878 году устроился проповедником в шахтерский район на юге Бельгии. Пораженный бедственным положением рабочих, будущий художник пытался добиться улучшения положения рабочих, но был уволен.

Скитания без денег, без друзей, без крыши над головой сделали Ван Гога другим человеком. В 27 лет он решил стать художником и поступил в Брюсселе в Академию художеств. Однако из-за непримиримого характера весьма скоро бросил ее и продолжил образование самостоятельно, используя репродукции и регулярно занимаясь рисунком.

Первый период творчества Ван Гога называется голландским (1881–1885). Героями его полотен стали рабочие и крестьяне в процессе тяжелого труда. Художнику не хватало знаний, но он упорно работал, изучая работы великих мастеров прошлого и искусство современников. В этот период Ван Гог создал картину «Едоки картофеля» (1885) – изобразил всю сущность бытия крестьян, нечто неизменное, исконно присущее их трудной жизни. Во имя этой художественной правды Ван Гог отказался от фотографической достоверности. Уже в первых работах он смело деформировал лица и фигуры персонажей, сознательно огрубляя их. Именно поэтому, как писала критика, «они пахнут землей, которую обрабатывают».

В 1886-м Ван Гог приехал в Париж. С этого момента начался второй этап его творчества. Здесь он познакомился с Камилем Писарро, Полем Гогеном, Эдгаром Дега и другими художниками-постимпрессионистами. За два года пребывания здесь Ван Гог освоил достижения французской живописи последнего двадцатилетия. Для этого этапа характерна смена палитры: исчезла омраченность настроений и красок, социальные проблемы уступили место натюрмортам, видам Монмартра, портретам. Этюды с букетами цветов выходят из-под его кисти десятками: это дало художнику возможность освоить достижения новой системы цвета, поэкспериментировать с красками палитры, испробовать технику мазков.

Новым этапом и временем величайшего расцвета художественного мастерства стал арльский период. Он начался с «Портрета папаши Танги» (1887), который будет назван одним из достижений постимпрессионизма.

Особое место в творчестве художника занимали автопортреты. Особенно сильное впечатление производят «Поклонник Будды», «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой» и «Автопортрет».

В 1888 Ван Гог покинул Париж зрелым мастером, чтобы работать в уединении в городке Арль. Художник снял здесь дом и написал за три недели 15 картин для его украшения, среди них «Подъемный мост около Арля», «Грушевое деревце», «Деревья в цвету». Одна из центральных работ Ван Гога первой половины арльского периода – «Долина Кро» – полнее всего выразила идею гармоничного и величественного мира. В этот период проблема цвета играет решающую роль для художника: Ван Гог использовал два основных цвета, которые расценивал как противоположные. Первый – от нежно-лимонного до ярко-оранжевого – казался ему сродни солнечному свету; второй – от голубого до почти черного – был таинственным, выражающим такие понятия, как фатальная неизбежность и смерть.

Вскоре в Арль прибыл Поль Гоген, которого Винсент приглашал неоднократно. После начального периода восторженного и плодотворного сосуществования отношения между двумя художниками портятся. Трагичным станет канун Рождества 1888 года, когда после бурной ссоры Винсент бритвой отрезал себе мочку левого уха и, завернув ее в бумагу, относит в подарок проститутке Рашель. Ван Гога обнаружил на кровати в луже крови его друг Рулен, художника отвезли в больницу, где, против всех опасений, он через несколько дней пошел на поправку. После этого случая художник создал «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой».

Напряженная работа и разгульный образ жизни (Ван Гог злоупотреблял абсентом) в последние годы привели к периодическому появлению приступов безумия. Психическое здоровье ухудшалось, и в итоге Ван Гог добровольно удалился в больницу для душевнобольных. Здесь он продолжил работать. Ван Гог всегда стремился, чтобы его изображения предельно точно выражали то, что он видит в природе, и утверждал, что его полотна – это «не столько язык живописи, сколько язык природы, которую нужно уметь слушать».

Спустя год пребывание в клинике начало тяготить художника. В мае 1890 он поселился в Овере. Последние работы Ван Гога («Звездная ночь», «Мэрия в Овере», «Церковь в Овере») полны зловещего смысла, в них причудливо соединилось реальное и фантастическое.

Художник покончил жизнь самоубийством в возрасте тридцати семи лет, выстрелив себе в сердце.

«Ирисы». 1890

«Ирисы» написаны за год до смерти в лечебнице Святого Павла Мавзолийского. Художник изобразил роскошные ирисы, которые он видел по дороге. Мотив картины – спелость, сочность, избыточность великолепия природы. Глубокий синий цвет цветов составляет контраст зеленому цвету листьев, заостренных и по форме напоминающих ланцет, которые вносят в композицию ритм незримых разделительных линий между цветами. Почва теплого красного тона словно бы крепко склоняет растения книзу, так же как светло-зеленый луг на заднем плане притягивает цветы к себе. Как полный контраст цветовой насыщенности изображения – белый ирис в левой части композиции, ему вторит бледно-голубой цветок, расположенный у правого края.

В картине отсутствует высокая напряженность, которая проявляется в его последующих работах. Ван Гог назвал картину «громоотвод для моей болезни», потому что чувствовал, что может сдерживать недуг, продолжая писать.

У искусствоведов картина вызывает противоречивые чувства: кто-то в ней видит следы смятения, депрессии или сломанной психики, а кто-то – радость познания, гармонию и красоту.

Первым владельцем полотна был французский искусствовед Октав Мирбо, заплативший за полотно 300 франков. В 1987 году «Ирисы» стали самой дорогой картиной, установив рекорд, который продержался на протяжении двух с половиной лет; в то время картина была продана за 53,9 млн долларов Алану Бонду, но у него не было достаточно денег, чтобы завершить сделку. «Ирисы» были перепроданы в 1990 году музею Гетти в Лос-Анджелесе.

 

 

Едоки картофеля. 1885

 

Подсолнухи. 1888

 

Стая ворон над хлебным полем. 1890

 


Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. 1889

 

Звездная ночь. 1889

 

Наша справка. Постимпрессионизм – направление в изобразительном искусстве, которое пришло на смену импрессионизму. Началом постимпрессионизма принято считать середину 1880-х, когда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован «Манифест символизма» (1886) поэта Жана Мореаса. Художники нового течения декларировали неприятие эстетики импрессионизма и реализма. Их объединяла готовность передавать в картинах не сиюминутные впечатления от каждого мгновения, а длительные, сущностные состояния жизни и окружающего мира. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относят Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Поля Сезанна.

 

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 1, 2011.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам