Отдаем журнал бесплатно!

Бернини

Джованни Лоренцо Бернини (1598−1680) − великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель итальянского барокко.

В архитектуре и скульптуре Бернини ярко воплотились главные принципы барокко: повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчеркнутой чувственностью. Он живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко[1]), использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Бернини добивался почти натуралистических эффектов − имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани.

Родился Бернини в Неаполе 7 декабря 1598 г. в семье скульптора и живописца Пьетро Бернини. Учился у отца, изучал античную и современную итальянскую скульптуру, произведения Микеланджело. Семья Бернини переехала в Рим в 1605 г. Джованни было 8 лет, когда он сделал набросок головы св. Петра. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело». В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. Лаврентия», увидев которую кардинал Шипионе Боргезе решил сделать Джованни своим личным скульптором. На всем протяжении своего творческого пути он пользовался покровительством пап и аристократии как в Италии, так и за ее пределами. Признанием при папском дворе стало получение Бернини в 1622 г. почетного ордена Христа, давшего ему титул кавалера.

Уже ранние скульптуры Бернини («Похищение Прозерпины», 1621–1622; «Давид», 1623–1624; «Аполлон и Дафна», 1622−1625) свидетельствуют о его исключительном даровании: стремясь сделать мрамор податливым, как воск, мастер добивается иллюзии беспрецедентной подвижности пластических форм.

В дальнейшем Бернини выступает как мастер скульптурного портрета (бюст Шипионе Боргезе, 1632; бюст Констанцы Буонарелли, ок. 1635). Он создал новый канон придворного скульптурного портрета, вызвавший массу подражаний.

Пылкий темперамент мастера выразился в саркастичных графических шаржах на современников. Именно в связи с этими рисунками в итальянском языке в середине 1660-х гг. появилось слово «карикатура» (ит. caricatura – нагружать, преувеличивать).

Любимец Ватикана (особо ему покровительствовали папы Урбан VIII и Александр VII), Бернини получал самые ответственные церковные заказы. В 1629 г. он был назначен главным архитектором собора св. Петра. Он возвел под его куполом (1624–1633) бронзовый балдахин над главным алтарем, величественный и в то же время удивительно динамичный в своей монументальной живописности, а установленная им в одной из ниш собора гробница папы Урбана VIII (1628–1647) продолжает традицию ренессансного триумфального надгробия.

При папе Иннокентии X Бернини впал в немилость и был временно удален в середине 1640-х гг. от папского двора. Вне Ватикана он создал свое известнейшее скульптурное произведение – «Экстаз св. Терезы» (1645–1652) в капелле Корнаро римской церкви Санта-Мария-делла-Виттория.

Со 2-й половины 1650-х гг. мастер вернулся к монументальным работам в соборе св. Петра, создав здесь бронзовую кафедру св. Петра (1656–1665), украшенную статуями отцов церкви и ангелов, а также триумфальное надгробие папы Александра VII (1671–1678). В этих произведениях последовательно нарастали черты глубокого внутреннего драматизма, достигающего кульминации в последнем крупном скульптурном произведении Бернини − оформлении капеллы Альтьери в римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа (ок. 1674).

Главное творение Бернини − грандиозный ансамбль площади св. Петра (1657−1665) с овальной колоннадой.

Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима. По его эскизам были построены Фонтан Тритона (1642–1643) и Фонтан Четырех рек (1648–1651); возведена церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале (1658), впечатляющая мощным, пульсирующим ритмом своих форм; «Королевская лестница» («Скала реджа») Ватиканского дворца (1663–1666), где хитроумный перспективный трюк представляет спускающуюся сверху фигуру папы гораздо более высокой, чем на самом деле.

Умер Бернини в Риме 28 ноября 1680 г.

Экстаз св Терезы. 1645−1652. Мрамор. Высота 350 см

Скульптура посвящена св. Терезе, испанской монахине, признанной католической святой, жившей в XVI в. Бернини воплотил в мраморе мистическое видение, описанное св. Терезой в одном из писем. Скульптуры, выполненные из белого каррарского мрамора, расположены в алтарной нише среди колонн из цветного мрамора, на фоне позолоченных бронзовых лучей, которые символизируют божественный свет. Св. Тереза погружена в состояние духовного озарения, запрокинув голову, святая лежит на облаках, стоящий рядом с ней ангел направляет в ее сердце золотую стрелу. Эта мраморная группа являет собой совершенный образец барочного духа в скульптуре – она наполнена драматизмом и душевным волнением.

 

Площадь св. Петра (пьяцца Сан Пьетро). 1657−1665

Грандиозная площадь, разбитая перед базиликой св. Петра в Риме по проекту Бернини. В 1930-е гг.  Муссолини проложил из центра Рима на площадь широкую улицу Примирения. Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады. Посередине − египетский обелиск, привезенный в Рим императором Калигулой. Средневековые римляне полагали, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря. Расходясь от главного, западного фасада собора, колоннады образуют сначала форму трапеции, а затем переходят в громадный овал, подчеркивающий особую подвижность композиции, призванной организовывать движение массовых процессий. 284 колонны и 80 столбов высотой по 19 м составляют эту четырехрядную крытую колоннаду, 96 больших статуй венчают ее аттик. По мере движения по площади и изменения точки зрения кажется, что колонны то сдвигаются теснее, то раздвигаются и архитектурный ансамбль будто разворачивается перед зрителем. Бернини хорошо знал и учитывал законы оптики и перспективы. С дальней точки зрения, сокращаясь в перспективе, поставленные под углом колоннады трапециевидной площади воспринимаются прямыми, а овальная площадь − кругом.



Фонтан Четырех рек. 1648−1651

Один из самых знаменитых фонтанов Рима. В 1644 г. папа Иннокентий Х решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, привезенный в Рим императором Каракаллой. Был объявлен конкурс на лучший проект, однако Бернини не был допущен к участию из-за происков недругов. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырех частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Его покровитель Людовизи, будучи женат на племяннице папы Иннокентия Х, поставил макет фонтана в столовой, где тот обедал. Иннокентий Х был поражен неслыханной дотоле гармонией скульптуры и архитектуры, отменил конкурс и велел Бернини без промедления заняться сооружением фонтана.



Наша справка. Барокко (итал. barocco, буквально – причудливый, странный) − один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве конца XVI – середины XVIII вв. Воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости. Эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов ритмов, материалов и фактур, света и тени. Всеобъемлющий характер приобрел в эпоху барокко синтез искусств: городские ансамбли, дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и абрисам приобрели живописность и динамичность; интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство. В живописи большое значение приобрели эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, непринужденная свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости образа. Представители барокко: архитекторы и скульпторы Бернини, Борромини, Гварино, Мадерна, художники Караваджо, Карраччи, Рубенс, ван Дейк, Рембрандт, Вермеер, Веласкес и др.



[1]Стукко (стюк, итал. stucco, нем. stuck) — искусственный мрамор, высший сорт штукатурки; материал для отделки стен, архитектурных деталей и скульптурного декора.

Высыхая, стукко приобретает белый цвет и большую прочность, после полировки принимает вид мрамора.

 

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 9, 2012.

Отдаем журнал бесплатно!

Бернини

Джованни Лоренцо Бернини (1598−1680) − великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель итальянского барокко.

В архитектуре и скульптуре Бернини ярко воплотились главные принципы барокко: повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчеркнутой чувственностью. Он живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко[1]), использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Бернини добивался почти натуралистических эффектов − имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани.

Родился Бернини в Неаполе 7 декабря 1598 г. в семье скульптора и живописца Пьетро Бернини. Учился у отца, изучал античную и современную итальянскую скульптуру, произведения Микеланджело. Семья Бернини переехала в Рим в 1605 г. Джованни было 8 лет, когда он сделал набросок головы св. Петра. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело». В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. Лаврентия», увидев которую кардинал Шипионе Боргезе решил сделать Джованни своим личным скульптором. На всем протяжении своего творческого пути он пользовался покровительством пап и аристократии как в Италии, так и за ее пределами. Признанием при папском дворе стало получение Бернини в 1622 г. почетного ордена Христа, давшего ему титул кавалера.

Уже ранние скульптуры Бернини («Похищение Прозерпины», 1621–1622; «Давид», 1623–1624; «Аполлон и Дафна», 1622−1625) свидетельствуют о его исключительном даровании: стремясь сделать мрамор податливым, как воск, мастер добивается иллюзии беспрецедентной подвижности пластических форм.

В дальнейшем Бернини выступает как мастер скульптурного портрета (бюст Шипионе Боргезе, 1632; бюст Констанцы Буонарелли, ок. 1635). Он создал новый канон придворного скульптурного портрета, вызвавший массу подражаний.

Пылкий темперамент мастера выразился в саркастичных графических шаржах на современников. Именно в связи с этими рисунками в итальянском языке в середине 1660-х гг. появилось слово «карикатура» (ит. caricatura – нагружать, преувеличивать).

Любимец Ватикана (особо ему покровительствовали папы Урбан VIII и Александр VII), Бернини получал самые ответственные церковные заказы. В 1629 г. он был назначен главным архитектором собора св. Петра. Он возвел под его куполом (1624–1633) бронзовый балдахин над главным алтарем, величественный и в то же время удивительно динамичный в своей монументальной живописности, а установленная им в одной из ниш собора гробница папы Урбана VIII (1628–1647) продолжает традицию ренессансного триумфального надгробия.

При папе Иннокентии X Бернини впал в немилость и был временно удален в середине 1640-х гг. от папского двора. Вне Ватикана он создал свое известнейшее скульптурное произведение – «Экстаз св. Терезы» (1645–1652) в капелле Корнаро римской церкви Санта-Мария-делла-Виттория.

Со 2-й половины 1650-х гг. мастер вернулся к монументальным работам в соборе св. Петра, создав здесь бронзовую кафедру св. Петра (1656–1665), украшенную статуями отцов церкви и ангелов, а также триумфальное надгробие папы Александра VII (1671–1678). В этих произведениях последовательно нарастали черты глубокого внутреннего драматизма, достигающего кульминации в последнем крупном скульптурном произведении Бернини − оформлении капеллы Альтьери в римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа (ок. 1674).

Главное творение Бернини − грандиозный ансамбль площади св. Петра (1657−1665) с овальной колоннадой.

Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима. По его эскизам были построены Фонтан Тритона (1642–1643) и Фонтан Четырех рек (1648–1651); возведена церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале (1658), впечатляющая мощным, пульсирующим ритмом своих форм; «Королевская лестница» («Скала реджа») Ватиканского дворца (1663–1666), где хитроумный перспективный трюк представляет спускающуюся сверху фигуру папы гораздо более высокой, чем на самом деле.

Умер Бернини в Риме 28 ноября 1680 г.

Экстаз св Терезы. 1645−1652. Мрамор. Высота 350 см

Скульптура посвящена св. Терезе, испанской монахине, признанной католической святой, жившей в XVI в. Бернини воплотил в мраморе мистическое видение, описанное св. Терезой в одном из писем. Скульптуры, выполненные из белого каррарского мрамора, расположены в алтарной нише среди колонн из цветного мрамора, на фоне позолоченных бронзовых лучей, которые символизируют божественный свет. Св. Тереза погружена в состояние духовного озарения, запрокинув голову, святая лежит на облаках, стоящий рядом с ней ангел направляет в ее сердце золотую стрелу. Эта мраморная группа являет собой совершенный образец барочного духа в скульптуре – она наполнена драматизмом и душевным волнением.

 

Площадь св. Петра (пьяцца Сан Пьетро). 1657−1665

Грандиозная площадь, разбитая перед базиликой св. Петра в Риме по проекту Бернини. В 1930-е гг.  Муссолини проложил из центра Рима на площадь широкую улицу Примирения. Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады. Посередине − египетский обелиск, привезенный в Рим императором Калигулой. Средневековые римляне полагали, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря. Расходясь от главного, западного фасада собора, колоннады образуют сначала форму трапеции, а затем переходят в громадный овал, подчеркивающий особую подвижность композиции, призванной организовывать движение массовых процессий. 284 колонны и 80 столбов высотой по 19 м составляют эту четырехрядную крытую колоннаду, 96 больших статуй венчают ее аттик. По мере движения по площади и изменения точки зрения кажется, что колонны то сдвигаются теснее, то раздвигаются и архитектурный ансамбль будто разворачивается перед зрителем. Бернини хорошо знал и учитывал законы оптики и перспективы. С дальней точки зрения, сокращаясь в перспективе, поставленные под углом колоннады трапециевидной площади воспринимаются прямыми, а овальная площадь − кругом.



Фонтан Четырех рек. 1648−1651

Один из самых знаменитых фонтанов Рима. В 1644 г. папа Иннокентий Х решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, привезенный в Рим императором Каракаллой. Был объявлен конкурс на лучший проект, однако Бернини не был допущен к участию из-за происков недругов. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырех частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Его покровитель Людовизи, будучи женат на племяннице папы Иннокентия Х, поставил макет фонтана в столовой, где тот обедал. Иннокентий Х был поражен неслыханной дотоле гармонией скульптуры и архитектуры, отменил конкурс и велел Бернини без промедления заняться сооружением фонтана.



Наша справка. Барокко (итал. barocco, буквально – причудливый, странный) − один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве конца XVI – середины XVIII вв. Воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости. Эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов ритмов, материалов и фактур, света и тени. Всеобъемлющий характер приобрел в эпоху барокко синтез искусств: городские ансамбли, дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и абрисам приобрели живописность и динамичность; интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство. В живописи большое значение приобрели эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, непринужденная свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости образа. Представители барокко: архитекторы и скульпторы Бернини, Борромини, Гварино, Мадерна, художники Караваджо, Карраччи, Рубенс, ван Дейк, Рембрандт, Вермеер, Веласкес и др.



[1]Стукко (стюк, итал. stucco, нем. stuck) — искусственный мрамор, высший сорт штукатурки; материал для отделки стен, архитектурных деталей и скульптурного декора.

Высыхая, стукко приобретает белый цвет и большую прочность, после полировки принимает вид мрамора.

 

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 9, 2012.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам