Отдаем журнал бесплатно!

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей в вопросах и ответах

В ряде случаев у субъектов хозяйствования, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, образуются остатки неиспользованных авансовых платежей или имеются излишне уплаченные платежи, взимаемые таможенными органами. Это обусловлено целым комплексом факторов, среди которых невозможность точного определения размера платежей на момент их уплаты, получение льгот в отношении товаров, которые были уже оформлены с уплатой таможенных платежей в полном объеме, в связи с изменением или подтверждением таможенной стоимости товаров, допущение должностными лицами организаций ошибок и т. д. Излишне уплаченные и авансовые платежи в подобных ситуациях могут быть возвращены. Однако осуществление возврата платежей, взимаемых таможенными органами, имеет некоторые особенности и исключения. В связи с этим рассмотрим процедуры возврата и зачета платежей, взимаемых таможенными органами, подробнее.

Общие вопросы возврата платежей, взимаемых таможенными органами

Статья 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) к таможенным платежам относит:

  • ввозную таможенную пошлину;
  • вывозную таможенную пошлину;
  • НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
  • акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
  • таможенные сборы.

Вопрос Являются ли антидемпинговые пошлины с точки зрения таможенного законодательства таможенными платежами? Если это не таможенный платеж, то тогда что?

Ответ Перечень таможенных платежей определен в п. 1 ст. 70 ТК ТС. Антидемпинговая пошлина не включена в данный перечень.

В подпункте 17 ст. 4 ТК ТС дано следующее определение термину «меры нетарифного регулирования»: это комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Согласно ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (в ред. от 18.10.2011) «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» (далее — Соглашение о применении антидемпинговых мер) антидемпинговая мера — это мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Комиссии Таможенного союза посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.

В соответствии с п. 2 ст. 28-1 указанного Cоглашения случае принятия Комиссией Таможенного союза решения о применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины при помещении товаров под таможенные процедуры, условия которых в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза предусматривают соблюдение ограничений в связи с применением антидемпинговых мер, производится уплата антидемпинговых пошлин в порядке, предусмотренном для ввозных таможенных пошлин.

Таким образом, антидемпинговая пошлина является антидемпинговой мерой, а соответственно, мерой нетарифного регулирования. Аналогичная позиция изложена и в письме ФТС России от 10.11.2011 № 01-11/54409 «О взимании антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин».

________________________________ 

Таким образом, помимо таможенных платежей таможенные органы взимают еще и иные платежи: пени, проценты и специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Кроме того, ТК ТС разделяет излишне уплаченные таможенные платежи и авансовые платежи.

Согласно ст. 89 ТК ТС под излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов понимаются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

 

Вопрос Должен ли таможенный орган информировать плательщиков о наличии у них излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных платежей при корректировке таможенной стоимости в меньшую сторону? Если обязан, то каким образом он должен это делать?

Ответ Согласно ч. 5 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 311-ФЗ) при обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Порядок информирования плательщиков о наличии у них излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов разъяснен в письме ФТС России от 11.08.2011 № 01-11/38437 «О сроке и порядке доведения до декларанта корректировки таможенной стоимости, подтверждающей факт излишней уплаты таможенных платежей». В соответствии с указанным письмом корректировка таможенной стоимости товаров производится в порядке и на условиях, определенных ст. 68 ТК ТС и Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (в ред. от 09.12.2011) «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (далее — Решение).

Документом, подтверждающим факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, является корректировка таможенной стоимости товаров в случае принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости, которое повлекло уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных платежей.

Если судебным актом либо решением вышестоящего таможенного органа решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости, в соответствии с которым были уплачены (взысканы) таможенные пошлины, налоги, признано незаконным, то таможенный орган в течение 10 рабочих дней с момента поступления такого судебного акта или решения вышестоящего таможенного органа (если в судебном акте или решении не установлен иной срок) в порядке, установленном Решением, заполняет форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и направляет декларанту (таможенному представителю) соответствующие экземпляры не позднее одного рабочего дня, следующего за днем заполнения.

В случае обнаружения факта излишней уплаты (излишнего взыскания) таможенных пошлин, налогов таможенный орган в соответствии с ч. 5 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта сообщает плательщику в произвольной форме о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов с приложением копии корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей.

______________________________ 

В соответствии со ст. 73 ТК ТС под авансовыми платежами понимают денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств — членов Таможенного союза. То есть ТК ТС не рассматривает в качестве авансовых платежей вывозные таможенные пошлины, а также пени, проценты, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Порядок возврата таможенных платежей регламентируется ст. 90 ТК ТС, которой определено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства — члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

В свою очередь, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства — члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств — членов Таможенного союза.

В России в настоящее время порядок возврата таможенных платежей регламентируется:

  • Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010 (далее — Соглашение о ввозных таможенных пошлинах);
  • Соглашением о применении антидемпинговых мер;
  • Федеральным законом № 311-ФЗ.

Вопрос Каков порядок возврата излишне уплаченных специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин?

Ответ Процедура действий плательщика для возврата излишне уплаченных специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин не регламентирована международными правовыми актами, в том числе ТК ТС и Соглашением о применении антидемпинговых мер. Этот пробел в законодательстве требует устранения.

Однако Соглашением о применении антидемпинговых мер предусмотрена возможность осуществления подобных возвратов: в частности, в соответствии с п. 7 ст. 28-1 этого международного правового акта возврат плательщику сумм излишне уплаченных (взысканных) специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин осуществляется с единого счета уполномоченного органа в текущем дне в пределах сумм специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, поступивших на единый счет уполномоченного органа и зачтенных в отчетном дне, с учетом сумм возврата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, не принятых национальным (центральным) банком к исполнению в отчетном дне.

Определение суммы возврата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих возврату в текущем дне, осуществляется до распределения поступивших специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин между бюджетами государств Сторон Соглашения о применении антидемпинговых мер.

В случае недостаточности средств для осуществления возврата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с абз. 4 п. 7 ст. 28-1 возврат осуществляется государством Стороны в последующие рабочие дни. Пени (проценты) за несвоевременный возврат плательщику специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин выплачиваются плательщику из бюджета этого государства Стороны и не включаются в состав специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

В этой связи полагаем, что действия плательщика для возврата излишне уплаченных специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин должны быть аналогичны тем действиям, которые плательщик предпринимает для возврата таможенных платежей.

___________________________ 

Механизм возврата платежей, взимаемых таможенными органами

Возврат авансовых платежей регламентирован ст. 122 Федерального закона № 311-ФЗ. Согласно положениям данной статьи возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей регламентирован гл. 17 Федерального закона № 311-ФЗ.

Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).

 

К сведению. Заявление о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов — в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

 

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

  • платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
  • документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
  • документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
  • документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
  • иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

Кроме того, в тех случаях, если ранее в таможенный орган не предоставлялись нижеуказанные документы, они подлежат представлению совместно с заявлением о возврате таможенных платежей:

1. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, представляют:

1.1) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

1.2) копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

1.3) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

1.4) образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление;

1.5) копию документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые (излишне уплаченные таможенные) платежи, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.

2. Иные юридические лица, за исключением лиц, указанных в п. 1, представляют:

2.1) копию документа, подтверждающего статус юридического лица по законодательству страны, на территории которой создано это юридическое лицо (с переводом на русский язык), заверенную нотариально;

2.2) копию документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей (с переводом на русский язык), заверенную нотариально;

2.3) образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей, заверенный нотариально.

3. Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, представляют:

3.1) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

3.2) копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

3.3) копию паспорта гражданина Российской Федерации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.

4. Физические лица представляют:

4.1) копию паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность гражданина в соответствии с законодательством РФ, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

4.2) копию документа, подтверждающего право на суммы авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается наследником лица, внесшего авансовые (излишне уплаченные таможенные) платежи, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.

Если же в таможенный орган представлялись ранее документы, перечисленные выше, то информацию о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений следует отразить в заявлении на возврат.

 

Обратите внимание! В соответствии с ч. 5 ст. 208 Федерального закона № 311-ФЗ практически все эти документы представляются в случае, если субъект хозяйствования выступал в качестве декларанта товаров. 

 

Возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае:

  • отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в отношении сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;
  • отзыва таможенной декларации;
  • восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций;
  • если ТК ТС и (или) Федеральным законом № 311-ФЗ предусматривается возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта или при помещении товаров под таможенные процедуры уничтожения либо отказа в пользу государства или реимпорта товаров;
  • изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленной таможенной процедуры, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранную таможенную процедуру, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальной таможенной процедуре, за исключением случая, предусмотренного п. 6 ст. 282 ТК ТС;
  • возврата (полностью или частично) предварительной специальной пошлины, предварительной антидемпинговой пошлины и предварительной компенсационной пошлины в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством РФ о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров.

Возврат таможенных пошлин, налогов в вышеперечисленных случаях производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов. При этом положения ч. 9 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ не применяются.

Рассмотрим некоторые практические вопросы, касающиеся возврата таможенных платежей.

 

Вопрос Оплата платежей, в том числе таможенных, в ряде случаев осуществляется в электронном виде. В связи с этим просим пояснить, какой платежный документ, подтверждающий уплату таможенных пошлин, налогов, подлежит представлению в таможенный орган для возврата излишне уплаченного НДС?

Ответ Как разъяснено в письме ФТС России от 22.06.2011 № 01-11/29197 «Об оригиналах платежных документов», ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ регулирует вопросы возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств. Перечень документов, необходимых для возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, установлен ч. 2 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ. Так, в соответствии с подп. 1 ч. 2 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ к заявлению о возврате, в частности, должен прилагаться платежный документ, подтверждающий уплату таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.

При этом Федеральный закон № 311-ФЗ не содержит положений, предусматривающих представление исключительно оригинала платежного документа, а также положений, запрещающих представление копии такого документа, заверенной в установленном порядке, в том числе нотариально.

В связи с изложенным представление плательщиком таможенных пошлин, налогов заверенной копии платежного документа для возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов не противоречит таможенному законодательству Таможенного союза и таможенному законодательству РФ.

То есть в рассматриваемой ситуации организация вправе представить в таможенный орган заверенную должностными лицами организации копию платежного документа на бумажном носителе.

__________________________ 

Вопрос Юридическое лицо (организация) имеет неисполненную обязанность по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций в размере 800 руб. До получения решения таможенного органа о взыскании данного платежа организация подала заявление о возврате излишне уплаченной ввозной таможенной пошлины на сумму 70 000 руб. Может ли таможенный орган отказать в возврате излишне уплаченной ввозной таможенной пошлины?

Ответ Пунктом 1 ч. 12 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности.

Таким образом, таможенный орган вправе отказать в возврате излишне уплаченной ввозной таможенной пошлины на сумму 800 руб. при наличии у организации задолженности по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций в размере 800 руб. и возвратить организации сумму 69 200 руб.

____________________________ 

Вопрос У организации образовались излишне уплаченные суммы акцизов в размере 100 руб. Вправе ли организация возвратить этот платеж на свой расчетный счет?

Ответ В соответствии с п. 2 ч. 12 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится, если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 руб., за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц.

Согласно подп. 18 ст. 4 ТК ТС под налогами понимаются НДС и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Таким образом, таможенное законодательство не предусматривает возможности возврата излишне уплаченной суммы акцизов в размере 100 руб. на счет организации.

_________________________ 

Вопрос Установлена ли какая-либо форма для заявления о возврате авансовых платежей?

Ответ В силу ст. 122 Федерального закона № 311-ФЗ форма заявления о возврате авансовых платежей утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В частности, форма такого заявления определена Приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520 (в ред. от 02.05.2012) «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога».

В этой связи также отметим, что данным Приказом также определены формы заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

_________________________ 

Вопрос Российская организация поместила под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления посевной материал — семена кукурузы, ввезенные из Украины. В связи с тем что в сертификате формы СТ-1 имелись не заверенные ТПП Украины исправления, товар был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенных платежей. В настоящее время (через четыре месяца после получения предыдущего сертификата формы СТ-1) организация получила новый сертификат формы СТ-1. Что необходимо организации сделать для возврата ввозной таможенной пошлины и частично НДС (при его уплате при помещении семян кукурузы под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в налогооблагаемую базу для исчисления НДС входила еще и таможенная пошлина)?

Ответ В соответствии с п. 1 ст. 2 Договора о зоне свободной торговли (подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011) (далее — Договор), участниками которого являются в том числе Российская Федерация и Украина, Стороны не применяют таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении импорта товара, происходящего с таможенной территории другой Стороны.

Согласно ст. 4 Договора для определения страны происхождения товаров, происходящих из Сторон и находящихся в торговом обороте между ними, Стороны руководствуются Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения Правительств государств — участников стран СНГ от 20.11.2009 (в ред. от 18.10.2011, с изм. от 28.09.2012) «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» (далее — Правила).

В силу п. 6.1 разд. 6 Правил для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве — участнике Соглашения в целях предоставления режима свободной торговли необходимо представление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1. Подпункт 5.4 Правил позволяет восстанавливать режим свободной торговли при условии получения сертификата формы СТ-1 до истечения 12 месяцев со дня регистрации таможенной декларации в стране ввоза (кроме случаев фальсификации сертификата формы СТ-1). Таким образом, российская организация на законных основаниях вправе претендовать на получение преференции по уплате ввозной таможенной пошлины.

В соответствии с ч. 5 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ при обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Письмом ФТС России от 29.04.2011 № 01-11/19942 «О возврате таможенных платежей» (далее — письмо ФТС России № 01-11/19942) разъяснено, что факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов может быть подтвержден в том числе внесением изменений в декларацию на товары. В соответствии с п. 2 ст. 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза. Такие случаи и порядок установлены Инструкцией о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 255 (в ред. от 18.06.2013; далее — Инструкция).

Согласно п. 3 письма ФТС России № 01-11/19942 при осуществлении возврата таможенных пошлин, налогов в связи с восстановлением режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций, а также возврата (полностью или частично) предварительной специальной пошлины, предварительной антидемпинговой пошлины и предварительной компенсационной пошлины в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством РФ о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты, таможенные органы принимают КДТ (корректировку декларации на товары), оформленную в соответствии с Инструкцией.

Таким образом, алгоритм возврата излишне уплаченных таможенных платежей в рассматриваемой ситуации будет выглядеть следующим образом:

1) российская организация вносит изменения в ранее оформленную декларацию на товары путем представления в таможенный орган КДТ в порядке, определенном Инструкцией, где заявляется тарифная преференция и производится изменение размера подлежащих уплате таможенных платежей;

2) представляет в таможенный орган совместно с заявлением о возврате ввозной таможенной пошлины и частично НДС корректировку декларации на товары в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты.

______________________________ 

Вопрос У организации имеется излишне уплаченная сумма таможенных сборов за совершение таможенных операций. Какова процедура возврата?

Ответ Согласно ч. 1 ст. 129 Федерального закона № 311-ФЗ возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном данным Законом для возврата таможенных пошлин, налогов.

В свою очередь, возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов регламентирован гл. 17 Федерального закона № 311-ФЗ. Таким образом, для возврата излишне уплаченных сумм таможенных сборов за совершение таможенных операций организация должна представить в таможенный орган заявление с приложением необходимых документов в порядке, определенном ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ.

_____________________________ 

Вопрос Может ли организация, которая имеет излишне уплаченную сумму ввозной таможенной пошлины, обратиться с заявлением в таможенный орган для ее возврата на счет своего коммерческого партнера, перед которым имеет задолженность за поставленную продукцию?

Ответ Нет, нельзя. Это вытекает из нормы п. 7 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ, где установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.

_____________________________ 

Процедура рассмотрения заявлений плательщиков о возврате платежей, взимаемых таможенными органами

В соответствии со ст. 122, 147 Федерального закона № 311-ФЗ возврат авансовых платежей, а также излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ.

При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со ст. 148 Федерального закона № 311-ФЗ.

При возврате таможенными органами таможенных пошлин, налогов проценты с них не выплачиваются (за исключением случая, предусмотренного ч. 6 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ), суммы не индексируются.

Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.

_______________________________ 

Вопрос Является ли нарушением месячного срока ситуация, когда таможенный орган принял решение о возврате излишне уплаченного платежа до истечения месячного срока, а представил платежный документ в банк для фактического возврата после истечения месячного срока?

Ответ Да, является. Это обусловлено тем, что в силу п. 6 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ общий срок рассмотрения заявления о возврате включает время не только для принятия таможенным органом решения о возврате, но и для возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

_________________________ 

Вопрос Таможенный орган нарушил установленный месячный срок для рассмотрения заявления организации о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Вправе ли организация потребовать уплаты пеней за нарушение сроков возврата?

Ответ Уплата пеней таможенными органами не предусмотрена законодательством РФ. Однако организация имеет полное право потребовать уплаты таможенным органом процентов. Это вытекает из нормы ч. 6 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ.

Так, при нарушении срока рассмотрения заявления плательщика на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями гл. 18 Федерального закона № 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата.

Возврат плательщикам сумм таможенных пошлин, налогов и начисленных в соответствии с положениями ч. 6 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ процентов на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в соответствии с положениями федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, являющегося составной частью бюджетного законодательства РФ.

При этом решения о возврате указанных процентов принимаются таможенными органами, наделенными ФТС России, являющейся главным администратором доходов федерального бюджета, соответствующими бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета.

Статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, то есть число дней в году равно 365 (или 366 дням, если год високосный).

В связи с изложенным при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году — 365 или 366. В формуле расчета процентов применяется расчетная ставка, равная 1/365 или 1/366.

Соответствующая позиция изложена в письме ФТС России от 30.03.2012 № 01-11/15247 «О порядке начисления процентов».

________________________________ 

Вопрос Таможенный орган принял незаконное решение о корректировке таможенной стоимости и незаконно взыскал в принудительном порядке в соответствии с гл. 18 Федерального закона № 311-ФЗ с организации таможенные платежи. Факт незаконного принятия решений и незаконного взыскания установлен вступившим в законную силу решением суда. Суд также обязал таможенный орган возвратить незаконно взысканные платежи. Должна ли организация направлять в таможенный орган заявление для возврата излишне взысканных платежей? Имеет ли право организация требовать с таможенного органа возврата излишне взысканных платежей с уплатой процентов?

Ответ Как следует из письма ФТС России № 01-11/19942, при предъявлении в таможенный орган исполнительного листа, выданного на основании судебного решения, вступившего в законную силу, обязывающего таможенный орган возвратить денежные средства, возврат осуществляется без предъявления плательщиком таможенных пошлин, налогов заявления о возврате денежных средств.

В соответствии со ст. 89 ТК ТС излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями гл. 18 Федерального закона № 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация вправе требовать с таможенного органа возврата излишне взысканных платежей с уплатой процентов.

Аналогичная позиция высказана и в Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 01.2013 по делу № А12-19685/2012.

__________________________

Н. А. Дубинский, канд. техн. наук

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 9, 2013.

Отдаем журнал бесплатно!

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей в вопросах и ответах

В ряде случаев у субъектов хозяйствования, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, образуются остатки неиспользованных авансовых платежей или имеются излишне уплаченные платежи, взимаемые таможенными органами. Это обусловлено целым комплексом факторов, среди которых невозможность точного определения размера платежей на момент их уплаты, получение льгот в отношении товаров, которые были уже оформлены с уплатой таможенных платежей в полном объеме, в связи с изменением или подтверждением таможенной стоимости товаров, допущение должностными лицами организаций ошибок и т. д. Излишне уплаченные и авансовые платежи в подобных ситуациях могут быть возвращены. Однако осуществление возврата платежей, взимаемых таможенными органами, имеет некоторые особенности и исключения. В связи с этим рассмотрим процедуры возврата и зачета платежей, взимаемых таможенными органами, подробнее.

Общие вопросы возврата платежей, взимаемых таможенными органами

Статья 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) к таможенным платежам относит:

  • ввозную таможенную пошлину;
  • вывозную таможенную пошлину;
  • НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
  • акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
  • таможенные сборы.

Вопрос Являются ли антидемпинговые пошлины с точки зрения таможенного законодательства таможенными платежами? Если это не таможенный платеж, то тогда что?

Ответ Перечень таможенных платежей определен в п. 1 ст. 70 ТК ТС. Антидемпинговая пошлина не включена в данный перечень.

В подпункте 17 ст. 4 ТК ТС дано следующее определение термину «меры нетарифного регулирования»: это комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Согласно ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (в ред. от 18.10.2011) «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» (далее — Соглашение о применении антидемпинговых мер) антидемпинговая мера — это мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Комиссии Таможенного союза посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.

В соответствии с п. 2 ст. 28-1 указанного Cоглашения случае принятия Комиссией Таможенного союза решения о применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины при помещении товаров под таможенные процедуры, условия которых в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза предусматривают соблюдение ограничений в связи с применением антидемпинговых мер, производится уплата антидемпинговых пошлин в порядке, предусмотренном для ввозных таможенных пошлин.

Таким образом, антидемпинговая пошлина является антидемпинговой мерой, а соответственно, мерой нетарифного регулирования. Аналогичная позиция изложена и в письме ФТС России от 10.11.2011 № 01-11/54409 «О взимании антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин».

________________________________ 

Таким образом, помимо таможенных платежей таможенные органы взимают еще и иные платежи: пени, проценты и специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Кроме того, ТК ТС разделяет излишне уплаченные таможенные платежи и авансовые платежи.

Согласно ст. 89 ТК ТС под излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов понимаются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

 

Вопрос Должен ли таможенный орган информировать плательщиков о наличии у них излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных платежей при корректировке таможенной стоимости в меньшую сторону? Если обязан, то каким образом он должен это делать?

Ответ Согласно ч. 5 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 311-ФЗ) при обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Порядок информирования плательщиков о наличии у них излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов разъяснен в письме ФТС России от 11.08.2011 № 01-11/38437 «О сроке и порядке доведения до декларанта корректировки таможенной стоимости, подтверждающей факт излишней уплаты таможенных платежей». В соответствии с указанным письмом корректировка таможенной стоимости товаров производится в порядке и на условиях, определенных ст. 68 ТК ТС и Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (в ред. от 09.12.2011) «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (далее — Решение).

Документом, подтверждающим факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, является корректировка таможенной стоимости товаров в случае принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости, которое повлекло уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных платежей.

Если судебным актом либо решением вышестоящего таможенного органа решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости, в соответствии с которым были уплачены (взысканы) таможенные пошлины, налоги, признано незаконным, то таможенный орган в течение 10 рабочих дней с момента поступления такого судебного акта или решения вышестоящего таможенного органа (если в судебном акте или решении не установлен иной срок) в порядке, установленном Решением, заполняет форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и направляет декларанту (таможенному представителю) соответствующие экземпляры не позднее одного рабочего дня, следующего за днем заполнения.

В случае обнаружения факта излишней уплаты (излишнего взыскания) таможенных пошлин, налогов таможенный орган в соответствии с ч. 5 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта сообщает плательщику в произвольной форме о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов с приложением копии корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей.

______________________________ 

В соответствии со ст. 73 ТК ТС под авансовыми платежами понимают денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств — членов Таможенного союза. То есть ТК ТС не рассматривает в качестве авансовых платежей вывозные таможенные пошлины, а также пени, проценты, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Порядок возврата таможенных платежей регламентируется ст. 90 ТК ТС, которой определено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства — члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

В свою очередь, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства — члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств — членов Таможенного союза.

В России в настоящее время порядок возврата таможенных платежей регламентируется:

  • Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010 (далее — Соглашение о ввозных таможенных пошлинах);
  • Соглашением о применении антидемпинговых мер;
  • Федеральным законом № 311-ФЗ.

Вопрос Каков порядок возврата излишне уплаченных специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин?

Ответ Процедура действий плательщика для возврата излишне уплаченных специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин не регламентирована международными правовыми актами, в том числе ТК ТС и Соглашением о применении антидемпинговых мер. Этот пробел в законодательстве требует устранения.

Однако Соглашением о применении антидемпинговых мер предусмотрена возможность осуществления подобных возвратов: в частности, в соответствии с п. 7 ст. 28-1 этого международного правового акта возврат плательщику сумм излишне уплаченных (взысканных) специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин осуществляется с единого счета уполномоченного органа в текущем дне в пределах сумм специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, поступивших на единый счет уполномоченного органа и зачтенных в отчетном дне, с учетом сумм возврата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, не принятых национальным (центральным) банком к исполнению в отчетном дне.

Определение суммы возврата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих возврату в текущем дне, осуществляется до распределения поступивших специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин между бюджетами государств Сторон Соглашения о применении антидемпинговых мер.

В случае недостаточности средств для осуществления возврата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с абз. 4 п. 7 ст. 28-1 возврат осуществляется государством Стороны в последующие рабочие дни. Пени (проценты) за несвоевременный возврат плательщику специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин выплачиваются плательщику из бюджета этого государства Стороны и не включаются в состав специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

В этой связи полагаем, что действия плательщика для возврата излишне уплаченных специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин должны быть аналогичны тем действиям, которые плательщик предпринимает для возврата таможенных платежей.

___________________________ 

Механизм возврата платежей, взимаемых таможенными органами

Возврат авансовых платежей регламентирован ст. 122 Федерального закона № 311-ФЗ. Согласно положениям данной статьи возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей регламентирован гл. 17 Федерального закона № 311-ФЗ.

Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).

 

К сведению. Заявление о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов — в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

 

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

  • платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
  • документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
  • документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
  • документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
  • иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

Кроме того, в тех случаях, если ранее в таможенный орган не предоставлялись нижеуказанные документы, они подлежат представлению совместно с заявлением о возврате таможенных платежей:

1. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, представляют:

1.1) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

1.2) копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

1.3) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

1.4) образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление;

1.5) копию документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые (излишне уплаченные таможенные) платежи, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.

2. Иные юридические лица, за исключением лиц, указанных в п. 1, представляют:

2.1) копию документа, подтверждающего статус юридического лица по законодательству страны, на территории которой создано это юридическое лицо (с переводом на русский язык), заверенную нотариально;

2.2) копию документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей (с переводом на русский язык), заверенную нотариально;

2.3) образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей, заверенный нотариально.

3. Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, представляют:

3.1) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

3.2) копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

3.3) копию паспорта гражданина Российской Федерации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.

4. Физические лица представляют:

4.1) копию паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность гражданина в соответствии с законодательством РФ, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

4.2) копию документа, подтверждающего право на суммы авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается наследником лица, внесшего авансовые (излишне уплаченные таможенные) платежи, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.

Если же в таможенный орган представлялись ранее документы, перечисленные выше, то информацию о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений следует отразить в заявлении на возврат.

 

Обратите внимание! В соответствии с ч. 5 ст. 208 Федерального закона № 311-ФЗ практически все эти документы представляются в случае, если субъект хозяйствования выступал в качестве декларанта товаров. 

 

Возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае:

  • отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в отношении сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;
  • отзыва таможенной декларации;
  • восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций;
  • если ТК ТС и (или) Федеральным законом № 311-ФЗ предусматривается возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта или при помещении товаров под таможенные процедуры уничтожения либо отказа в пользу государства или реимпорта товаров;
  • изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленной таможенной процедуры, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранную таможенную процедуру, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальной таможенной процедуре, за исключением случая, предусмотренного п. 6 ст. 282 ТК ТС;
  • возврата (полностью или частично) предварительной специальной пошлины, предварительной антидемпинговой пошлины и предварительной компенсационной пошлины в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством РФ о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров.

Возврат таможенных пошлин, налогов в вышеперечисленных случаях производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов. При этом положения ч. 9 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ не применяются.

Рассмотрим некоторые практические вопросы, касающиеся возврата таможенных платежей.

 

Вопрос Оплата платежей, в том числе таможенных, в ряде случаев осуществляется в электронном виде. В связи с этим просим пояснить, какой платежный документ, подтверждающий уплату таможенных пошлин, налогов, подлежит представлению в таможенный орган для возврата излишне уплаченного НДС?

Ответ Как разъяснено в письме ФТС России от 22.06.2011 № 01-11/29197 «Об оригиналах платежных документов», ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ регулирует вопросы возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств. Перечень документов, необходимых для возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, установлен ч. 2 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ. Так, в соответствии с подп. 1 ч. 2 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ к заявлению о возврате, в частности, должен прилагаться платежный документ, подтверждающий уплату таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.

При этом Федеральный закон № 311-ФЗ не содержит положений, предусматривающих представление исключительно оригинала платежного документа, а также положений, запрещающих представление копии такого документа, заверенной в установленном порядке, в том числе нотариально.

В связи с изложенным представление плательщиком таможенных пошлин, налогов заверенной копии платежного документа для возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов не противоречит таможенному законодательству Таможенного союза и таможенному законодательству РФ.

То есть в рассматриваемой ситуации организация вправе представить в таможенный орган заверенную должностными лицами организации копию платежного документа на бумажном носителе.

__________________________ 

Вопрос Юридическое лицо (организация) имеет неисполненную обязанность по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций в размере 800 руб. До получения решения таможенного органа о взыскании данного платежа организация подала заявление о возврате излишне уплаченной ввозной таможенной пошлины на сумму 70 000 руб. Может ли таможенный орган отказать в возврате излишне уплаченной ввозной таможенной пошлины?

Ответ Пунктом 1 ч. 12 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности.

Таким образом, таможенный орган вправе отказать в возврате излишне уплаченной ввозной таможенной пошлины на сумму 800 руб. при наличии у организации задолженности по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций в размере 800 руб. и возвратить организации сумму 69 200 руб.

____________________________ 

Вопрос У организации образовались излишне уплаченные суммы акцизов в размере 100 руб. Вправе ли организация возвратить этот платеж на свой расчетный счет?

Ответ В соответствии с п. 2 ч. 12 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится, если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 руб., за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц.

Согласно подп. 18 ст. 4 ТК ТС под налогами понимаются НДС и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Таким образом, таможенное законодательство не предусматривает возможности возврата излишне уплаченной суммы акцизов в размере 100 руб. на счет организации.

_________________________ 

Вопрос Установлена ли какая-либо форма для заявления о возврате авансовых платежей?

Ответ В силу ст. 122 Федерального закона № 311-ФЗ форма заявления о возврате авансовых платежей утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В частности, форма такого заявления определена Приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520 (в ред. от 02.05.2012) «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога».

В этой связи также отметим, что данным Приказом также определены формы заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

_________________________ 

Вопрос Российская организация поместила под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления посевной материал — семена кукурузы, ввезенные из Украины. В связи с тем что в сертификате формы СТ-1 имелись не заверенные ТПП Украины исправления, товар был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенных платежей. В настоящее время (через четыре месяца после получения предыдущего сертификата формы СТ-1) организация получила новый сертификат формы СТ-1. Что необходимо организации сделать для возврата ввозной таможенной пошлины и частично НДС (при его уплате при помещении семян кукурузы под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в налогооблагаемую базу для исчисления НДС входила еще и таможенная пошлина)?

Ответ В соответствии с п. 1 ст. 2 Договора о зоне свободной торговли (подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011) (далее — Договор), участниками которого являются в том числе Российская Федерация и Украина, Стороны не применяют таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении импорта товара, происходящего с таможенной территории другой Стороны.

Согласно ст. 4 Договора для определения страны происхождения товаров, происходящих из Сторон и находящихся в торговом обороте между ними, Стороны руководствуются Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения Правительств государств — участников стран СНГ от 20.11.2009 (в ред. от 18.10.2011, с изм. от 28.09.2012) «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» (далее — Правила).

В силу п. 6.1 разд. 6 Правил для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве — участнике Соглашения в целях предоставления режима свободной торговли необходимо представление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1. Подпункт 5.4 Правил позволяет восстанавливать режим свободной торговли при условии получения сертификата формы СТ-1 до истечения 12 месяцев со дня регистрации таможенной декларации в стране ввоза (кроме случаев фальсификации сертификата формы СТ-1). Таким образом, российская организация на законных основаниях вправе претендовать на получение преференции по уплате ввозной таможенной пошлины.

В соответствии с ч. 5 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ при обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Письмом ФТС России от 29.04.2011 № 01-11/19942 «О возврате таможенных платежей» (далее — письмо ФТС России № 01-11/19942) разъяснено, что факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов может быть подтвержден в том числе внесением изменений в декларацию на товары. В соответствии с п. 2 ст. 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза. Такие случаи и порядок установлены Инструкцией о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 255 (в ред. от 18.06.2013; далее — Инструкция).

Согласно п. 3 письма ФТС России № 01-11/19942 при осуществлении возврата таможенных пошлин, налогов в связи с восстановлением режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций, а также возврата (полностью или частично) предварительной специальной пошлины, предварительной антидемпинговой пошлины и предварительной компенсационной пошлины в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством РФ о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты, таможенные органы принимают КДТ (корректировку декларации на товары), оформленную в соответствии с Инструкцией.

Таким образом, алгоритм возврата излишне уплаченных таможенных платежей в рассматриваемой ситуации будет выглядеть следующим образом:

1) российская организация вносит изменения в ранее оформленную декларацию на товары путем представления в таможенный орган КДТ в порядке, определенном Инструкцией, где заявляется тарифная преференция и производится изменение размера подлежащих уплате таможенных платежей;

2) представляет в таможенный орган совместно с заявлением о возврате ввозной таможенной пошлины и частично НДС корректировку декларации на товары в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты.

______________________________ 

Вопрос У организации имеется излишне уплаченная сумма таможенных сборов за совершение таможенных операций. Какова процедура возврата?

Ответ Согласно ч. 1 ст. 129 Федерального закона № 311-ФЗ возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном данным Законом для возврата таможенных пошлин, налогов.

В свою очередь, возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов регламентирован гл. 17 Федерального закона № 311-ФЗ. Таким образом, для возврата излишне уплаченных сумм таможенных сборов за совершение таможенных операций организация должна представить в таможенный орган заявление с приложением необходимых документов в порядке, определенном ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ.

_____________________________ 

Вопрос Может ли организация, которая имеет излишне уплаченную сумму ввозной таможенной пошлины, обратиться с заявлением в таможенный орган для ее возврата на счет своего коммерческого партнера, перед которым имеет задолженность за поставленную продукцию?

Ответ Нет, нельзя. Это вытекает из нормы п. 7 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ, где установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.

_____________________________ 

Процедура рассмотрения заявлений плательщиков о возврате платежей, взимаемых таможенными органами

В соответствии со ст. 122, 147 Федерального закона № 311-ФЗ возврат авансовых платежей, а также излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ.

При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со ст. 148 Федерального закона № 311-ФЗ.

При возврате таможенными органами таможенных пошлин, налогов проценты с них не выплачиваются (за исключением случая, предусмотренного ч. 6 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ), суммы не индексируются.

Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.

_______________________________ 

Вопрос Является ли нарушением месячного срока ситуация, когда таможенный орган принял решение о возврате излишне уплаченного платежа до истечения месячного срока, а представил платежный документ в банк для фактического возврата после истечения месячного срока?

Ответ Да, является. Это обусловлено тем, что в силу п. 6 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ общий срок рассмотрения заявления о возврате включает время не только для принятия таможенным органом решения о возврате, но и для возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

_________________________ 

Вопрос Таможенный орган нарушил установленный месячный срок для рассмотрения заявления организации о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Вправе ли организация потребовать уплаты пеней за нарушение сроков возврата?

Ответ Уплата пеней таможенными органами не предусмотрена законодательством РФ. Однако организация имеет полное право потребовать уплаты таможенным органом процентов. Это вытекает из нормы ч. 6 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ.

Так, при нарушении срока рассмотрения заявления плательщика на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями гл. 18 Федерального закона № 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата.

Возврат плательщикам сумм таможенных пошлин, налогов и начисленных в соответствии с положениями ч. 6 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ процентов на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в соответствии с положениями федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, являющегося составной частью бюджетного законодательства РФ.

При этом решения о возврате указанных процентов принимаются таможенными органами, наделенными ФТС России, являющейся главным администратором доходов федерального бюджета, соответствующими бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета.

Статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, то есть число дней в году равно 365 (или 366 дням, если год високосный).

В связи с изложенным при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году — 365 или 366. В формуле расчета процентов применяется расчетная ставка, равная 1/365 или 1/366.

Соответствующая позиция изложена в письме ФТС России от 30.03.2012 № 01-11/15247 «О порядке начисления процентов».

________________________________ 

Вопрос Таможенный орган принял незаконное решение о корректировке таможенной стоимости и незаконно взыскал в принудительном порядке в соответствии с гл. 18 Федерального закона № 311-ФЗ с организации таможенные платежи. Факт незаконного принятия решений и незаконного взыскания установлен вступившим в законную силу решением суда. Суд также обязал таможенный орган возвратить незаконно взысканные платежи. Должна ли организация направлять в таможенный орган заявление для возврата излишне взысканных платежей? Имеет ли право организация требовать с таможенного органа возврата излишне взысканных платежей с уплатой процентов?

Ответ Как следует из письма ФТС России № 01-11/19942, при предъявлении в таможенный орган исполнительного листа, выданного на основании судебного решения, вступившего в законную силу, обязывающего таможенный орган возвратить денежные средства, возврат осуществляется без предъявления плательщиком таможенных пошлин, налогов заявления о возврате денежных средств.

В соответствии со ст. 89 ТК ТС излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями гл. 18 Федерального закона № 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация вправе требовать с таможенного органа возврата излишне взысканных платежей с уплатой процентов.

Аналогичная позиция высказана и в Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 01.2013 по делу № А12-19685/2012.

__________________________

Н. А. Дубинский, канд. техн. наук

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 9, 2013.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Управленческий учет и отчетность
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам