Отдаем журнал бесплатно!

Планирование и учет вскрышных работ на карьере строительных песков

Как снизить себестоимость добычи строительного песка?

Как наладить календарное планирование и учет затрат на вскрышные работы в разрезе техники?

Как организовать нормирование, планирование, учет и своевременный анализ объемов и фактической стоимости вскрышных работ?

Как устранить перекосы, выражающиеся в необоснованных колебаниях темпов работ или в превышении стоимости вскрышных работ над максимально допустимой ее величиной относительно доходов от добычи?

 

Один из самых важных и дорогостоящих этапов подготовки к добыче строительного песка — вскрышные работы, себестоимость которых занимает существенную долю в себестоимости добытого песка. В случае неэффективной организации вскрышных работ увеличение стоимости вскрыши по отношению к доходам от добычи может привести к убыткам карьера, а невыполнение плана вскрышных работ, в свою очередь, — к срыву плана добычи полезных ископаемых. Как это предотвратить, разбираемся вместе.

Краткое описание технологических процессов и этапов добычи

Месторождения природного песка чаще всего находятся под слоями грунта и глины. Работы по их снятию называются вскрышными работами. В этом процессе применяются экскаваторы, бульдозеры, самосвалы и другая техника.

В зависимости от необходимости и месторасположения участка вскрыша может производиться по периметру природного водоема, обеспечивая таким образом доступ к новым слоям природного песка. Вскрышу можно делать и на участках, расположенных отдельно от природного водоема, в необводненных местах или в местах с грунтовыми водами.

Отметим, что вскрыша, благодаря которой обеспечивается доступ к полезным ископаемым, — один из самых затратных этапов работы по добыче строительного песка. Поэтому задача руководителей карьера — максимально снизить стоимость вскрышных работ.

Нормирование

Первоочередной мерой необходимой для учета и направленной на снижение себестоимости вскрышных работ должно стать нормирование ГСМ и других материалов. Нормирование является очень важным инструментом сдерживания роста затрат предприятия, специализирующего на добыче полезных ископаемых.  Какие  нормы необходимо разработать и утвердить для того, что бы ограничить необоснованный рост стоимости вскрышных работ?

 

Прежде всего, конечно нужны адекватные нормы расхода ГСМ.

 

2 способа нормирования ГСМ:

1. Проводим неоднократные контрольные замеры. Этот способ является наиболее приемлемым при нормировании ГСМ, так природный и рукотворный ландшафт и другие особенности каждого из отдельно взятых карьеров могут существенно повлиять на расход ГСМ машинами и механизмами. Однако нужно понимать, что предельно жесткое, максимально минимизирующее расход ГСМ нормирование может привести к обратному результату. Так, заниженные нормы и стремление водителей и машинистов снизить расход дизтоплива могут привести, например, к неправильной эксплуатации автомобиля и его неисправности.

Вместе с тем собственная разработка норм расхода — очень трудоемкий процесс и может занять немало рабочего времени.

2. Используем разработанные Министерствами и ведомствами нормы расхода.

 

Рекомендованных нормативными правительственными документами норм расхода ГСМ, разработанных специально для карьеров строительных песков, нет. Но все же некоторые разработки можно использовать, чтобы установить временные или постоянные нормы. Так, например, можно воспользоваться Общесоюзными нормами технологического проектирования предприятий нерудных строительных материалов ОНТП 18-85, утвержденными Приказом Министерства промышленности строительных материалов СССР от 20.12.1985 № 808, согласованных с Госстроем СССР и ГКНТ (письмо № 45-914 от 20.11.85). Некоторые нормы из этого документа приведены далее.

 

Преимущества использования разработанных норм:

  • их дифференцированность по мощностям двигателей техники;
  • реальность, подтвержденная практическим использованием;
  • в любом случае частично или полностью техника на карьерах обновляется, а в данном документе отражена широкая линейка норм расхода ГСМ техникой с двигателями различной мощности.

 

Дело в том, что учет пробега самосвала в карьере осуществлять не всегда целесообразно, так как большую часть времени самосвал маневрирует на очень низких скоростях или простаивает в ожидании погрузочно-разгрузочных работ. Поэтому Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными Распоряжением Минтранса от 14.03.08 № АМ-23-р, даже с учетом указанных в них поправочных коэффициентов на расход ГСМ при работе автомобилей в условиях карьера пользоваться практически невозможно.

Однако существуют еще разработанные различными научно-исследовательскими институтами типовые технологические карты, в которых указаны некоторые нормы расхода ГСМ. На них можно ориентироваться при постановке нормирования и учета ГСМ на карьерах.

 

Обратите внимание!

Наличие проверенных на практике норм — еще не гарантия того, что фактический расход ГСМ всегда будет в пределах норм, поэтому, безусловно, нужен учет фактического расхода. Но списание может осуществляться только по нормам, а сумма перерасхода ГСМ, произошедшего по вине машинистов, водителей или других работников, должна быть взыскана с виновных.

Л. И. Киюцен,
начальник ПЭО ООО «Корпорация Маяк»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 9, 2016.

Отдаем журнал бесплатно!

Планирование и учет вскрышных работ на карьере строительных песков

Как снизить себестоимость добычи строительного песка?

Как наладить календарное планирование и учет затрат на вскрышные работы в разрезе техники?

Как организовать нормирование, планирование, учет и своевременный анализ объемов и фактической стоимости вскрышных работ?

Как устранить перекосы, выражающиеся в необоснованных колебаниях темпов работ или в превышении стоимости вскрышных работ над максимально допустимой ее величиной относительно доходов от добычи?

 

Один из самых важных и дорогостоящих этапов подготовки к добыче строительного песка — вскрышные работы, себестоимость которых занимает существенную долю в себестоимости добытого песка. В случае неэффективной организации вскрышных работ увеличение стоимости вскрыши по отношению к доходам от добычи может привести к убыткам карьера, а невыполнение плана вскрышных работ, в свою очередь, — к срыву плана добычи полезных ископаемых. Как это предотвратить, разбираемся вместе.

Краткое описание технологических процессов и этапов добычи

Месторождения природного песка чаще всего находятся под слоями грунта и глины. Работы по их снятию называются вскрышными работами. В этом процессе применяются экскаваторы, бульдозеры, самосвалы и другая техника.

В зависимости от необходимости и месторасположения участка вскрыша может производиться по периметру природного водоема, обеспечивая таким образом доступ к новым слоям природного песка. Вскрышу можно делать и на участках, расположенных отдельно от природного водоема, в необводненных местах или в местах с грунтовыми водами.

Отметим, что вскрыша, благодаря которой обеспечивается доступ к полезным ископаемым, — один из самых затратных этапов работы по добыче строительного песка. Поэтому задача руководителей карьера — максимально снизить стоимость вскрышных работ.

Нормирование

Первоочередной мерой необходимой для учета и направленной на снижение себестоимости вскрышных работ должно стать нормирование ГСМ и других материалов. Нормирование является очень важным инструментом сдерживания роста затрат предприятия, специализирующего на добыче полезных ископаемых.  Какие  нормы необходимо разработать и утвердить для того, что бы ограничить необоснованный рост стоимости вскрышных работ?

 

Прежде всего, конечно нужны адекватные нормы расхода ГСМ.

 

2 способа нормирования ГСМ:

1. Проводим неоднократные контрольные замеры. Этот способ является наиболее приемлемым при нормировании ГСМ, так природный и рукотворный ландшафт и другие особенности каждого из отдельно взятых карьеров могут существенно повлиять на расход ГСМ машинами и механизмами. Однако нужно понимать, что предельно жесткое, максимально минимизирующее расход ГСМ нормирование может привести к обратному результату. Так, заниженные нормы и стремление водителей и машинистов снизить расход дизтоплива могут привести, например, к неправильной эксплуатации автомобиля и его неисправности.

Вместе с тем собственная разработка норм расхода — очень трудоемкий процесс и может занять немало рабочего времени.

2. Используем разработанные Министерствами и ведомствами нормы расхода.

 

Рекомендованных нормативными правительственными документами норм расхода ГСМ, разработанных специально для карьеров строительных песков, нет. Но все же некоторые разработки можно использовать, чтобы установить временные или постоянные нормы. Так, например, можно воспользоваться Общесоюзными нормами технологического проектирования предприятий нерудных строительных материалов ОНТП 18-85, утвержденными Приказом Министерства промышленности строительных материалов СССР от 20.12.1985 № 808, согласованных с Госстроем СССР и ГКНТ (письмо № 45-914 от 20.11.85). Некоторые нормы из этого документа приведены далее.

 

Преимущества использования разработанных норм:

  • их дифференцированность по мощностям двигателей техники;
  • реальность, подтвержденная практическим использованием;
  • в любом случае частично или полностью техника на карьерах обновляется, а в данном документе отражена широкая линейка норм расхода ГСМ техникой с двигателями различной мощности.

 

Дело в том, что учет пробега самосвала в карьере осуществлять не всегда целесообразно, так как большую часть времени самосвал маневрирует на очень низких скоростях или простаивает в ожидании погрузочно-разгрузочных работ. Поэтому Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными Распоряжением Минтранса от 14.03.08 № АМ-23-р, даже с учетом указанных в них поправочных коэффициентов на расход ГСМ при работе автомобилей в условиях карьера пользоваться практически невозможно.

Однако существуют еще разработанные различными научно-исследовательскими институтами типовые технологические карты, в которых указаны некоторые нормы расхода ГСМ. На них можно ориентироваться при постановке нормирования и учета ГСМ на карьерах.

 

Обратите внимание!

Наличие проверенных на практике норм — еще не гарантия того, что фактический расход ГСМ всегда будет в пределах норм, поэтому, безусловно, нужен учет фактического расхода. Но списание может осуществляться только по нормам, а сумма перерасхода ГСМ, произошедшего по вине машинистов, водителей или других работников, должна быть взыскана с виновных.

Л. И. Киюцен,
начальник ПЭО ООО «Корпорация Маяк»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 9, 2016.

Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Управленческий учет и отчетность
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам