Отдаем журнал бесплатно!

Экономист на производственном предприятии: что необходимо знать молодому специалисту?

Где взять данные о трудозатратах?

В каких документах фиксируется расход материалов на производство?

Как подтвердить суммы затрат, включаемые в себестоимость продукции или в отчеты?

Как составить сводные документы?

Как систематизировать получаемую информацию?

 

Новое время выдвигает новые требования к компаниям в целом и каждому специалисту в отдельности. Не исключение и экономисты. К сожалению, даже в самых престижных вузах при обучении основной уклон делается на работу со стандартной финансовой отчетностью, бухгалтерскими балансами и расчетам финансовых показателей. Поэтому, оказавшись в условиях производственного предприятия, молодым экономистам требуется время на адаптацию и изучение специфики, в то время как работодателю результат необходим сразу. И первая проблема, с которой сталкивается экономист — где взять данные, ведь нет данных — нет расчетов, нет анализа (при обучении в вузе все данные есть по определению).

Практические аспекты, которые мы рассмотрим, заинтересуют и экономистов финансового сектора, которые решили перепрофилироваться в экономистов-производственников.

Введение в должность

Работа экономиста — это не только финансовый анализ по стандартным статистическим формам, на чем часто делается упор при обучении в вузе, но и скрупулезная и тщательная работа с производственной документацией.

Главная задача экономиста на производственном предприятии — это, конечно, калькуляция себестоимости.

И если вчерашний студент думает, что на предприятии его только и ждали, что все данные ему принесет, например, бухгалтер, а он только соберет их в табличку Excel и воспользуется выученными формулами и методиками, то это далеко не так. На то и взяли экономиста в штат, что все далеко не так просто — именно поэтому (исходя из практики) экономистов-производственников зачастую и принимают на работу, а в случае масштабного производства — вводят в штат производственно-экономические отдела, что бухгалтерия по тем или иным причинам не может выполнить цепочку задач, связанных с производственным учетом материалов, трудозатрат, прочих расходов, не говоря уже об управленческой отчетности, актуальной для коммерческих компаний. Причина банальна – основной уклон в работе бухгалтерии — налоговый учет и формирование иной обязательной отчетности, например статистической.

 

3 главных направления работы экономиста:

1) изучение технологических особенностей производственного процесса именно на своем предприятии и специфики отрасли в целом. Экономист должен знать основные технологические процессы, этапы и операции, оборудование, которое необходимо для их выполнения. Эта информация необходима для определения трудозатрат, которые необходимо отнести на себестоимость продукции;

2) изучение конструкторской документации, спецификаций и рецептуры, ведь именно на основе этих документов формируются нормы расхода сырья, материалов, комплектующих;

3) изучение законодательных нормативов, устанавливающих требования к учету, например трудозатрат, к калькулированию себестоимости в той или иной отрасли.

 

Работа на предприятии — это не обучение в университете, поэтому ознакомление с предприятием, изучение специфики будет происходить параллельно с выполнение непосредственных должностных обязанностей, и к этому необходимо быть готовым.

 

 

Е. С. Панченко,
бизнес-консультант

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 12, 2015.

Отдаем журнал бесплатно!

Экономист на производственном предприятии: что необходимо знать молодому специалисту?

Где взять данные о трудозатратах?

В каких документах фиксируется расход материалов на производство?

Как подтвердить суммы затрат, включаемые в себестоимость продукции или в отчеты?

Как составить сводные документы?

Как систематизировать получаемую информацию?

 

Новое время выдвигает новые требования к компаниям в целом и каждому специалисту в отдельности. Не исключение и экономисты. К сожалению, даже в самых престижных вузах при обучении основной уклон делается на работу со стандартной финансовой отчетностью, бухгалтерскими балансами и расчетам финансовых показателей. Поэтому, оказавшись в условиях производственного предприятия, молодым экономистам требуется время на адаптацию и изучение специфики, в то время как работодателю результат необходим сразу. И первая проблема, с которой сталкивается экономист — где взять данные, ведь нет данных — нет расчетов, нет анализа (при обучении в вузе все данные есть по определению).

Практические аспекты, которые мы рассмотрим, заинтересуют и экономистов финансового сектора, которые решили перепрофилироваться в экономистов-производственников.

Введение в должность

Работа экономиста — это не только финансовый анализ по стандартным статистическим формам, на чем часто делается упор при обучении в вузе, но и скрупулезная и тщательная работа с производственной документацией.

Главная задача экономиста на производственном предприятии — это, конечно, калькуляция себестоимости.

И если вчерашний студент думает, что на предприятии его только и ждали, что все данные ему принесет, например, бухгалтер, а он только соберет их в табличку Excel и воспользуется выученными формулами и методиками, то это далеко не так. На то и взяли экономиста в штат, что все далеко не так просто — именно поэтому (исходя из практики) экономистов-производственников зачастую и принимают на работу, а в случае масштабного производства — вводят в штат производственно-экономические отдела, что бухгалтерия по тем или иным причинам не может выполнить цепочку задач, связанных с производственным учетом материалов, трудозатрат, прочих расходов, не говоря уже об управленческой отчетности, актуальной для коммерческих компаний. Причина банальна – основной уклон в работе бухгалтерии — налоговый учет и формирование иной обязательной отчетности, например статистической.

 

3 главных направления работы экономиста:

1) изучение технологических особенностей производственного процесса именно на своем предприятии и специфики отрасли в целом. Экономист должен знать основные технологические процессы, этапы и операции, оборудование, которое необходимо для их выполнения. Эта информация необходима для определения трудозатрат, которые необходимо отнести на себестоимость продукции;

2) изучение конструкторской документации, спецификаций и рецептуры, ведь именно на основе этих документов формируются нормы расхода сырья, материалов, комплектующих;

3) изучение законодательных нормативов, устанавливающих требования к учету, например трудозатрат, к калькулированию себестоимости в той или иной отрасли.

 

Работа на предприятии — это не обучение в университете, поэтому ознакомление с предприятием, изучение специфики будет происходить параллельно с выполнение непосредственных должностных обязанностей, и к этому необходимо быть готовым.

 

 

Е. С. Панченко,
бизнес-консультант

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 12, 2015.

Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Управленческий учет и отчетность
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам