Отдаем журнал бесплатно!

Некоторые вопросы уплаты утилизационного сбора при импорте транспортных средств

В августе прошлого года Россия вступила во Всемирную торговую организацию. Это привело к снижению ставок таможенных пошлин при ввозе ряда товаров, в том числе автомобилей иностранного производства. Но их ввоз в большом количестве создал бы серьезную конкуренцию отечественным автомобилям. В связи с этим был взят на вооружение зарубежный инструмент — утилизационный сбор, который уплачивается при таможенном оформлении транспортных средств и, соответственно, отражается на их конечной цене. Российским организациям — производителям транспортных средств предоставлено право принимать на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств. При принятии такого обязательства данный обязательный платеж они не уплачивают. Таким образом, фактически утилизационный сбор, с одной стороны, существенно повлиял на условия конкуренции на отечественном рынке транспортных средств, с другой — позволил компенсировать недобор в бюджет ввозной таможенной пошлины. Рассмотрим порядок взимания утилизационного сбора при ввозе иностранных транспортных средств подробнее.

Общие положения

Нормативную базу для взыскания утилизационного сбора составляют:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ);
  • Постановление Правительства РФ от 30.08.2012 № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» (далее — Постановление № 870).

В частности, ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в РФ или произведенное, изготовленное в РФ.

Вопрос: Является ли утилизационный сбор налогом, пошлиной, сбором в понимании, определенном НК РФ? Регулируется ли его взимание законодательством о налогах и сборах?

 

Ответ: Нет, не является. В соответствии со ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно гл. 2 НК РФ:

  • к федеральным налогам и сборам относятся: НДС; акцизы; НДФЛ; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина;
  • к региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог;
  • к местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

Таким образом, утилизационный сбор не рассматривается НК РФ в качестве налога, сбора пошлины. Следовательно, его взимание не регламентируется законодательством о налогах и сборах.

Подобная позиция изложена и в Решении Верховного Суда РФ от 05.12.2012 № АКПИ12-1278 «Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании постановления Правительства РФ от 30.08.2012 № 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств"; утвержденных им пункта 3 Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора; перечня видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора; абзаца второго изменений, которые вносятся в пункт 4 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации"».

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в бухгалтерском учете уплату утилизационного сбора следует отражать не по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», а по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Заметим, что утилизационный сбор не всегда взимается при ввозе транспортных средств на территорию России. Так, данный обязательный платеж не уплачивается в отношении транспортных средств:

  • ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
  • которые ввозятся в РФ и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством РФ;
  • которые произведены, изготовлены организациями, принявшими на себя (в порядке и на условиях, которые определены Правительством РФ) обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств;
  • которые ввозятся в РФ с территорий государств — членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза. Утилизационный сбор в отношении транспортных средств, предусмотренных настоящим абзацем, не уплачивается при соблюдении условий, определенных Правительством РФ;
  • которые указаны в ч. 1 ст. 12.2 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ (в ред. от 23.04.2012) «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны до 01.04.2016. То есть утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств для перевозки грузов, тягачей, прицепов, полуприцепов, тракторов, автобусов, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны и используемых для международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств и перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью территории РФ через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства — члена Таможенного союза, при соблюдении следующих условий:

1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области;

2) транспортное средство принадлежит юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.

Вопрос: Как следует из положений ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, утилизационный сбор не взимается в отношении транспортных средств, которые ввозятся в РФ с территорий государств — членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза, в соответствии с условиями, определенными Правительством РФ. Какие это условия?

 

Ответ: В соответствии с п. 2 Правил условий, при соблюдении которых утилизационный сбор не уплачивается в отношении колесных транспортных средств, которые ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств — членов Таможенного союза и имеют статус товаров Таможенного союза, утвержденных Постановлением № 870, утилизационный сбор не уплачивается в отношении колесных транспортных средств, которые ввозятся в РФ с территорий государств — членов Таможенного союза и имеют статус товаров Таможенного союза, при соблюдении одного из следующих условий:

а) транспортное средство ввезено в Республику Белоруссия или Республику Казахстан в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым на территории Республики Белоруссия и Республики Казахстан в соответствии с перечнем товаров и ставок, в отношении которых Республикой Беларусь и Республикой Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 55 (в ред. от 23.11.2012) «О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров» (далее — Решение № 55);

б) организация — изготовитель колесных транспортных средств, зарегистрированная на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан (далее — организация-изготовитель), включена в перечень организаций-изготовителей, зарегистрированных на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, которые не уплачивают утилизационный сбор, ведение которого осуществляет Минпромторг России (далее — Перечень).

Заметим, что при ввозе транспортных средств в РФ применяется Единый таможенный тариф Таможенного союза, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (в ред. от 27.02.2013) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза», где ставки ввозных таможенных пошлин ниже, чем ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые в Республике Беларусь и Республике Казахстан в соответствии с Решением № 55.

Вопрос: Каков порядок взыскания утилизационного сбора, уплаченного в меньшем размере, при условии, что в паспорте транспортного средства таможенным органом проставлена отметка о его полной уплате?

Ответ: Вопросы взыскания утилизационного сбора не регламентируются ни Федеральным законом № 89-ФЗ, ни Постановлением № 870. Следовательно, в силу ст. 237 ГК РФ таможенный орган для взыскания утилизационного сбора за счет имущества плательщика (в том числе денежных средств) вправе обратиться в суд.

Порядок и особенности взимания утилизационного сбора 

Орган, в компетенцию которого входит взимание утилизационного сбора

Согласно п. 2 Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением № 870 (далее — Правила), взимание утилизационного сбора осуществляет ФТС России.

Плательщики утилизационного сбора

Согласно п. 3 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

  • осуществляют ввоз транспортных средств в РФ;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории РФ;
  • приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абз. 2, 3 и 7 п. 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационный сбор.

Валюта и порядок уплаты утилизационного сбора

В соответствии с п. 6 Правил уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиком в российских рублях отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства. Информация о номере счета для уплаты утилизационного сбора доводится до сведения плательщиков ФТС России и размещается на ее официальном сайте в сети Интернет.

При заполнении расчетных документов особое внимание необходимо обратить на обязательное заполнение следующих полей:

  • (104) — показатель кода бюджетной классификации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (КБК 153 1 12 08000 01 6000 120 «Утилизационный сбор»);
  • (107) — восьмизначный код таможенного органа в соответствии с классификацией таможенных органов в РФ, осуществляющего администрирование платежа.

Утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей.

В соответствии с п. 8 Правил для подтверждения правильности расчета утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в РФ, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место регистрации (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование транспортного средства не осуществляется), следующие документы:

а) заполненный и подписанный плательщиком расчет утилизационного сбора по форме, предусмотренной приложением № 1 к Правилам;

б) копию одобрения типа транспортного средства, копию свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);

в) платежные документы об уплате утилизационного сбора.

Вопрос: В ряде случаев одни и те же документы должны представляться в таможенный орган при декларировании транспортных средств и при уплате утилизационного сбора, в частности копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов. Можно ли представлять в таможенный орган данные документы только один раз — при декларировании транспортного средства?

Ответ: Действительно, в случае проведения декларирования транспортных средств копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии) представляются вместе с декларацией на товары в соответствии с п. 1 ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС).

В целях исключения повторного представления разрешительных документов ФТС России письмом от 08.10.2012 № 01-11/49923 «О представлении документов при расчете утилизационного сбора» разрешено в случае взимания утилизационного сбора непосредственно после проведения таможенного декларирования при представлении плательщиком расчета утилизационного сбора и платежных документов об уплате утилизационного сбора принимать сведения о декларации на товары, к которой приложены копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии).

В этом случае в графе 6 «Дополнительная информация/представляемые документы» таможенного приходного ордера, применяемого при уплате утилизационного сбора за колесные транспортные средства, указывается номер декларации на товары, к которой прилагаются копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии).

 

Вопрос: Расчет утилизационного сбора в случае декларирования транспортных средств обязан представлять в таможенный орган декларант или таможенный представитель? Можно ли выполнять данные функции иным лицам?

Ответ: В соответствии с подп. 34 ст. 4 ТК ТС таможенный представитель — это юридическое лицо государства — члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Согласно подп. 29 ст. 4 ТК ТС таможенные операции — это действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза, под которым на основании ст. 3 ТК ТС понимаются ТК ТС, международные договоры государств — членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе, решения Комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемые в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Взимание утилизационного сбора регламентируется Федеральным законом № 89-ФЗ, который не относится к таможенному законодательству Таможенного союза. Следовательно, эта операция не является таможенной операцией и не относится к деятельности таможенного представителя.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что представление в таможенные органы расчета утилизационного сбора третьим лицом от имени и по поручению плательщика утилизационного сбора, не состоящим в штате такого плательщика, допускается в соответствии с гражданским законодательством РФ и не запрещается Федеральным законом № 89-ФЗ и Постановлением № 870 (письмо ФТС России от 06.11.2012 № 01-11/54681).

При этом расчет утилизационного сбора в отношении колесного транспортного средства должен быть подписан уполномоченным должностным лицом организации, отнесенной к плательщикам такого сбора на основании Федерального закона № 89-ФЗ, и заверен печатью этой организации в соответствии с приложением № 1 к Правилам.

 

Вопрос: В форме расчета утилизационного сбора необходимо указать дату выпуска транспортного средства. Каким образом ее следует определять при отсутствии даты выпуска транспортного средства в документах?

 

Ответ: В соответствии с примечанием 1 к расчету утилизационного сбора (приложение № 1 к Правилам) при отсутствии документального подтверждения даты выпуска, которой является дата изготовления транспортного средства, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средств. При этом трехлетний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления.

Например, при отсутствии в документах даты выпуска автомобиля VW Passat год его выпуска берут из идентификационного номера (или так называемого VIN-номера). Так, если VIN-номер WVWZZZ3BZ4P147054, значит, данный автомобиль был выпущен в 2004 модельном году (десятый знак VIN-номера). При этом необходимо учитывать, что каждый производитель имеет свой порядок формирования VIN-номера.

После проверки правильности исчисления утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства таможенный орган проставляет в бланке паспорта отметку об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ для последующей выдачи паспорта транспортных средств (паспорта самоходных машин и других видов техники) (далее — паспорт) в соответствии с законодательством РФ.

Вопрос: Какая отметка должна быть проставлена таможенным органом в паспорте при уплате утилизационного сбора?

 

Ответ: Согласно телетайпограмме ФТС России от 31.08.2012 № ТФ-963 в графе «Особые отметки» при выдаче паспортов транспортных средств таможенными органами производится запись: «Утилизационный сбор уплачен. ТПО № _» (с указанием справочного номера таможенного приходного ордера, в котором отражено исчисление утилизационного сбора) или «Утилизационный сбор не уплачивается» (с указанием соответствующего абзаца, пункта и статьи Федерального закона № 89-ФЗ). Запись заверяется подписью и личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, выдавшего паспорт транспортного средства.

Неуплата утилизационного сбора в необходимом размере является основанием для отказа в выдаче таможенным органом паспорта транспортного средства.

Вопрос: Необходимо ли уплачивать утилизационный сбор при временном ввозе транспортных средств на территорию России под обязательство об их обратном вывозе?

 

Ответ: Пункт 28 Приказа МВД России от 24.11.2008 № 1001 (в ред. от 29.08.2011) «О порядке регистрации транспортных средств» предусматривает необходимость регистрации транспортных средств, временно ввезенных юридическими лицами на территорию РФ на срок более 6 месяцев под обязательство об обратном вывозе. При этом п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 (в ред. от 12.11.2012) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» определено, что регистрация, в том числе временная, не осуществляется, если в паспорте соответствующего колесного транспортного средства отсутствует отметка об уплате утилизационного сбора. Следовательно, утилизационный сбор при временном ввозе транспортных средств на территорию России уплачивается в том случае, когда срок временного ввоза превышает 6 месяцев.

После уплаты утилизационного сбора таможенный орган выдает плательщику приходный ордер. Сведения об уплате утилизационного сбора направляются таможенными органами в МВД России в порядке межведомственного информационного обмена, установленном ФТС России совместно с МВД России, а также в Минсельхоз России в порядке межведомственного информационного обмена, установленном ФТС России совместно с Минсельхозом России.

Ставки и исчисление утилизационного сбора

Ставки утилизационного сбора определены в Перечне видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденном Постановлением № 870 (далее — Перечень).

Исчисление утилизационного сбора производится путем умножения базовой ставки для расчета утилизационного сбора (20 000 руб. или 150 000 руб. в зависимости от категории транспортных средств) на коэффициент. Данный коэффициент зависит от категории транспортного средства, а также от того, является транспортное новым (с даты выпуска прошло три года и менее) либо с даты его выпуска прошло более трех лет, и варьируется от 0,1 до 40.

В настоящее время ставки утилизационного сбора установлены в отношении следующих транспортных средств:

1) категория M — транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров:

  • категория М1 — автомобили легковые, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения;
  • категория М2 — автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т;
  • категория М3 — автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т;

2) категория N — транспортные средства, используемые для перевозки грузов — автомобили грузовые и их шасси:

  • категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т;
  • категория N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т;
  • категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т;

3) самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья.

Пример

Рассчитаем утилизационный сбор в отношении нового легкового транспортного средства с рабочим объемом двигателя 2000 см3.

Расчет осуществляется следующим образом. В приложении № 1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 (в ред. от 22.12.2012), определено, что к категории М1 относятся автомобили легковые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.

В соответствии с примечанием 2 к Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Согласно примечанию 4 базовая ставка для расчета утилизационного сбора в отношении нового легкового транспортного средства с рабочим объемом двигателя 2000 см3 равна 20 000 руб., а коэффициент в данном случае в соответствии с Перечнем — 1,34.

Таким образом, сумма утилизационного сбора составит: 20 000 × 1,34 = 26 800 руб.

Обратите внимание! В дальнейшем перечень товаров, в отношении которых будет взиматься утилизационный сбор, будет расширяться.

Так, например, в настоящее время в Госдуму внесен проект Федерального закона № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования в области обращения с отходами», в котором предлагается распространить взимание утилизационного сбора на самоходные машины (тракторы, дорожно-строительную, коммунальную, лесохозяйственную, наземно-аэродромную, сельскохозяйственную самоходную технику) и прицепы к ним (далее — самоходные машины), имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, устанавливаются правовые основы для развития в России системы утилизации данных видов техники. Как следует из пояснительной записки к данному законопроекту, целесообразность введения утилизационного сбора обусловлена, во-первых, схожим техническим устройством, использованием одинаковых материалов при производстве, следовательно, возможностью унификации технологических процессов переработки. Во-вторых, распространение системы безопасной утилизации на самоходные машины будет способствовать цикличному обновлению парка самоходных машин, планомерному выводу из эксплуатации уже отработавшей свой срок техники, препятствовать попаданию на российский рынок низкокачественных самоходных машин.

К сведению. В настоящий момент в связи с агрессивной ценовой политикой иностранных производителей самоходных машин российские производители теряют свои позиции на рынке. За последние три года импорт экскаваторов в РФ увеличился в 2,5 раза, импорт автогрейдеров — в 4,5 раза. Аналогичная ситуация складывается и с другими видами самоходных машин, производимых российскими машиностроительными предприятиями. При этом мощности российских производителей самоходных машин в настоящий момент загружены лишь на 30–40 %.

Порядок возврата излишне уплаченного утилизационного сбора

Ввиду того что утилизационный сбор не рассматривается в качестве налога, сбора, пошлины ни налоговым, ни таможенным законодательством, механизм возврата излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора подлежит отдельному правовому регулированию. Данные положения предусмотрены Правилами.

В соответствии с разд. III Правил в случае уплаты утилизационного сбора в размере, который превышает сумму, подлежащую уплате, а также ошибочной уплаты утилизационного сбора такой излишне уплаченный утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику).

Вопрос: Какие документы следует представить для возврата утилизационного сбора? В какой орган необходимо представить заявление для возврата утилизационного сбора? Каков срок рассмотрения заявления о возврате утилизационного сбора?

Ответ: Согласно п. 14 Правил излишне уплаченный утилизационный сбор подлежит возврату плательщику таможенными органами на основании заявления о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, заполняемого по форме, установленной в приложении № 2 к Правилам, к которому прилагаются:

а) документы, подтверждающие исчисление и уплату утилизационных сборов;

б) документы, позволяющие определить уплату утилизационного сбора в размере, который превышает сумму, подлежащую уплате, а также ошибочную уплату утилизационного сбора;

в) иные документы, определенные в пп. 15–18 Правил.

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, дополнительно к вышеуказанным документам представляют также:

  • копию документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление, и оригинал документа;
  • копию документа, подтверждающего правопреемство, в случае если заявление подается правопреемником лица, уплатившего утилизационные сборы, и оригинал документа.

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, вправе представить:

  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и оригинал документа;
  • копию свидетельства о государственной регистрации и оригинал документа.

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, представляют:

а) копию документа, подтверждающего статус юридического лица в соответствии с законодательством государства, на территории которого создано это юридическое лицо (с нотариально засвидетельствованным переводом на русский язык);

б) копию документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление (с нотариально засвидетельствованным переводом на русский язык).

Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, представляют копии 2-го и 3-го листов паспорта гражданина РФ и оригинал документа. Также они вправе представить:

а) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и оригинал документа;

б) копию свидетельства о государственной регистрации и оригинал документа;

в) выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей об исключении из этого реестра в случае, если на дату подачи заявления физическое лицо уже не является индивидуальным предпринимателем.

Физические лица представляют:

а) копии листов документа, удостоверяющего личность, содержащих сведения о личности физического лица (фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения), и оригинал документа;

б) копию документа, подтверждающего право наследования, в случае если заявление подается наследником лица, уплатившего утилизационные сборы, и оригинал документа.

Заявление подается в таможенный орган, выдавший таможенный приходный ордер. При отсутствии в заявлении требуемых сведений и непредставлении необходимых документов заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) с объяснением в письменной форме причин возврата заявления. Возврат заявления производится не позднее 5 рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. Возврат излишне уплаченных утилизационных сборов производится по решению таможенного органа, в который подано заявление.

Общий срок рассмотрения заявления, принятия решения о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора и осуществления возврата утилизационного сбора не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявления.

Возврат излишне уплаченных утилизационных сборов производится на счет плательщика (его правопреемника, наследника), указанный в заявлении, в валюте РФ. При возврате излишне уплаченных утилизационных сборов проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются, комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.

Таким образом, мы рассмотрели вопросы уплаты утилизационного сбора, который является обязательным платежом при ввозе транспортных средств. Его уплата осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ. Несмотря на то что взимание данного платежа регламентируется в рамках природоохранного законодательства, он является своего рода налоговым платежом, направленным на защиту отечественных производителей автомобильной техники и компенсацию выпадающих доходов федерального бюджета от снижения ставок ввозных пошлин на транспортные средства.

 

Н. Дубинский, доц. УО «Витебский государственный технологический университет», канд. техн. наук

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 5, 2013.

Отдаем журнал бесплатно!

Некоторые вопросы уплаты утилизационного сбора при импорте транспортных средств

В августе прошлого года Россия вступила во Всемирную торговую организацию. Это привело к снижению ставок таможенных пошлин при ввозе ряда товаров, в том числе автомобилей иностранного производства. Но их ввоз в большом количестве создал бы серьезную конкуренцию отечественным автомобилям. В связи с этим был взят на вооружение зарубежный инструмент — утилизационный сбор, который уплачивается при таможенном оформлении транспортных средств и, соответственно, отражается на их конечной цене. Российским организациям — производителям транспортных средств предоставлено право принимать на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств. При принятии такого обязательства данный обязательный платеж они не уплачивают. Таким образом, фактически утилизационный сбор, с одной стороны, существенно повлиял на условия конкуренции на отечественном рынке транспортных средств, с другой — позволил компенсировать недобор в бюджет ввозной таможенной пошлины. Рассмотрим порядок взимания утилизационного сбора при ввозе иностранных транспортных средств подробнее.

Общие положения

Нормативную базу для взыскания утилизационного сбора составляют:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ);
  • Постановление Правительства РФ от 30.08.2012 № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» (далее — Постановление № 870).

В частности, ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в РФ или произведенное, изготовленное в РФ.

Вопрос: Является ли утилизационный сбор налогом, пошлиной, сбором в понимании, определенном НК РФ? Регулируется ли его взимание законодательством о налогах и сборах?

 

Ответ: Нет, не является. В соответствии со ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно гл. 2 НК РФ:

  • к федеральным налогам и сборам относятся: НДС; акцизы; НДФЛ; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина;
  • к региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог;
  • к местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

Таким образом, утилизационный сбор не рассматривается НК РФ в качестве налога, сбора пошлины. Следовательно, его взимание не регламентируется законодательством о налогах и сборах.

Подобная позиция изложена и в Решении Верховного Суда РФ от 05.12.2012 № АКПИ12-1278 «Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании постановления Правительства РФ от 30.08.2012 № 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств"; утвержденных им пункта 3 Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора; перечня видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора; абзаца второго изменений, которые вносятся в пункт 4 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации"».

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в бухгалтерском учете уплату утилизационного сбора следует отражать не по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», а по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Заметим, что утилизационный сбор не всегда взимается при ввозе транспортных средств на территорию России. Так, данный обязательный платеж не уплачивается в отношении транспортных средств:

  • ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
  • которые ввозятся в РФ и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством РФ;
  • которые произведены, изготовлены организациями, принявшими на себя (в порядке и на условиях, которые определены Правительством РФ) обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств;
  • которые ввозятся в РФ с территорий государств — членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза. Утилизационный сбор в отношении транспортных средств, предусмотренных настоящим абзацем, не уплачивается при соблюдении условий, определенных Правительством РФ;
  • которые указаны в ч. 1 ст. 12.2 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ (в ред. от 23.04.2012) «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны до 01.04.2016. То есть утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств для перевозки грузов, тягачей, прицепов, полуприцепов, тракторов, автобусов, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны и используемых для международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств и перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью территории РФ через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства — члена Таможенного союза, при соблюдении следующих условий:

1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области;

2) транспортное средство принадлежит юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.

Вопрос: Как следует из положений ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, утилизационный сбор не взимается в отношении транспортных средств, которые ввозятся в РФ с территорий государств — членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза, в соответствии с условиями, определенными Правительством РФ. Какие это условия?

 

Ответ: В соответствии с п. 2 Правил условий, при соблюдении которых утилизационный сбор не уплачивается в отношении колесных транспортных средств, которые ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств — членов Таможенного союза и имеют статус товаров Таможенного союза, утвержденных Постановлением № 870, утилизационный сбор не уплачивается в отношении колесных транспортных средств, которые ввозятся в РФ с территорий государств — членов Таможенного союза и имеют статус товаров Таможенного союза, при соблюдении одного из следующих условий:

а) транспортное средство ввезено в Республику Белоруссия или Республику Казахстан в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым на территории Республики Белоруссия и Республики Казахстан в соответствии с перечнем товаров и ставок, в отношении которых Республикой Беларусь и Республикой Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 55 (в ред. от 23.11.2012) «О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров» (далее — Решение № 55);

б) организация — изготовитель колесных транспортных средств, зарегистрированная на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан (далее — организация-изготовитель), включена в перечень организаций-изготовителей, зарегистрированных на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, которые не уплачивают утилизационный сбор, ведение которого осуществляет Минпромторг России (далее — Перечень).

Заметим, что при ввозе транспортных средств в РФ применяется Единый таможенный тариф Таможенного союза, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (в ред. от 27.02.2013) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза», где ставки ввозных таможенных пошлин ниже, чем ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые в Республике Беларусь и Республике Казахстан в соответствии с Решением № 55.

Вопрос: Каков порядок взыскания утилизационного сбора, уплаченного в меньшем размере, при условии, что в паспорте транспортного средства таможенным органом проставлена отметка о его полной уплате?

Ответ: Вопросы взыскания утилизационного сбора не регламентируются ни Федеральным законом № 89-ФЗ, ни Постановлением № 870. Следовательно, в силу ст. 237 ГК РФ таможенный орган для взыскания утилизационного сбора за счет имущества плательщика (в том числе денежных средств) вправе обратиться в суд.

Порядок и особенности взимания утилизационного сбора 

Орган, в компетенцию которого входит взимание утилизационного сбора

Согласно п. 2 Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением № 870 (далее — Правила), взимание утилизационного сбора осуществляет ФТС России.

Плательщики утилизационного сбора

Согласно п. 3 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

  • осуществляют ввоз транспортных средств в РФ;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории РФ;
  • приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абз. 2, 3 и 7 п. 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационный сбор.

Валюта и порядок уплаты утилизационного сбора

В соответствии с п. 6 Правил уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиком в российских рублях отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства. Информация о номере счета для уплаты утилизационного сбора доводится до сведения плательщиков ФТС России и размещается на ее официальном сайте в сети Интернет.

При заполнении расчетных документов особое внимание необходимо обратить на обязательное заполнение следующих полей:

  • (104) — показатель кода бюджетной классификации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (КБК 153 1 12 08000 01 6000 120 «Утилизационный сбор»);
  • (107) — восьмизначный код таможенного органа в соответствии с классификацией таможенных органов в РФ, осуществляющего администрирование платежа.

Утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей.

В соответствии с п. 8 Правил для подтверждения правильности расчета утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в РФ, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место регистрации (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование транспортного средства не осуществляется), следующие документы:

а) заполненный и подписанный плательщиком расчет утилизационного сбора по форме, предусмотренной приложением № 1 к Правилам;

б) копию одобрения типа транспортного средства, копию свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);

в) платежные документы об уплате утилизационного сбора.

Вопрос: В ряде случаев одни и те же документы должны представляться в таможенный орган при декларировании транспортных средств и при уплате утилизационного сбора, в частности копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов. Можно ли представлять в таможенный орган данные документы только один раз — при декларировании транспортного средства?

Ответ: Действительно, в случае проведения декларирования транспортных средств копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии) представляются вместе с декларацией на товары в соответствии с п. 1 ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС).

В целях исключения повторного представления разрешительных документов ФТС России письмом от 08.10.2012 № 01-11/49923 «О представлении документов при расчете утилизационного сбора» разрешено в случае взимания утилизационного сбора непосредственно после проведения таможенного декларирования при представлении плательщиком расчета утилизационного сбора и платежных документов об уплате утилизационного сбора принимать сведения о декларации на товары, к которой приложены копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии).

В этом случае в графе 6 «Дополнительная информация/представляемые документы» таможенного приходного ордера, применяемого при уплате утилизационного сбора за колесные транспортные средства, указывается номер декларации на товары, к которой прилагаются копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии).

 

Вопрос: Расчет утилизационного сбора в случае декларирования транспортных средств обязан представлять в таможенный орган декларант или таможенный представитель? Можно ли выполнять данные функции иным лицам?

Ответ: В соответствии с подп. 34 ст. 4 ТК ТС таможенный представитель — это юридическое лицо государства — члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Согласно подп. 29 ст. 4 ТК ТС таможенные операции — это действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза, под которым на основании ст. 3 ТК ТС понимаются ТК ТС, международные договоры государств — членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе, решения Комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемые в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Взимание утилизационного сбора регламентируется Федеральным законом № 89-ФЗ, который не относится к таможенному законодательству Таможенного союза. Следовательно, эта операция не является таможенной операцией и не относится к деятельности таможенного представителя.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что представление в таможенные органы расчета утилизационного сбора третьим лицом от имени и по поручению плательщика утилизационного сбора, не состоящим в штате такого плательщика, допускается в соответствии с гражданским законодательством РФ и не запрещается Федеральным законом № 89-ФЗ и Постановлением № 870 (письмо ФТС России от 06.11.2012 № 01-11/54681).

При этом расчет утилизационного сбора в отношении колесного транспортного средства должен быть подписан уполномоченным должностным лицом организации, отнесенной к плательщикам такого сбора на основании Федерального закона № 89-ФЗ, и заверен печатью этой организации в соответствии с приложением № 1 к Правилам.

 

Вопрос: В форме расчета утилизационного сбора необходимо указать дату выпуска транспортного средства. Каким образом ее следует определять при отсутствии даты выпуска транспортного средства в документах?

 

Ответ: В соответствии с примечанием 1 к расчету утилизационного сбора (приложение № 1 к Правилам) при отсутствии документального подтверждения даты выпуска, которой является дата изготовления транспортного средства, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средств. При этом трехлетний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления.

Например, при отсутствии в документах даты выпуска автомобиля VW Passat год его выпуска берут из идентификационного номера (или так называемого VIN-номера). Так, если VIN-номер WVWZZZ3BZ4P147054, значит, данный автомобиль был выпущен в 2004 модельном году (десятый знак VIN-номера). При этом необходимо учитывать, что каждый производитель имеет свой порядок формирования VIN-номера.

После проверки правильности исчисления утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства таможенный орган проставляет в бланке паспорта отметку об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ для последующей выдачи паспорта транспортных средств (паспорта самоходных машин и других видов техники) (далее — паспорт) в соответствии с законодательством РФ.

Вопрос: Какая отметка должна быть проставлена таможенным органом в паспорте при уплате утилизационного сбора?

 

Ответ: Согласно телетайпограмме ФТС России от 31.08.2012 № ТФ-963 в графе «Особые отметки» при выдаче паспортов транспортных средств таможенными органами производится запись: «Утилизационный сбор уплачен. ТПО № _» (с указанием справочного номера таможенного приходного ордера, в котором отражено исчисление утилизационного сбора) или «Утилизационный сбор не уплачивается» (с указанием соответствующего абзаца, пункта и статьи Федерального закона № 89-ФЗ). Запись заверяется подписью и личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, выдавшего паспорт транспортного средства.

Неуплата утилизационного сбора в необходимом размере является основанием для отказа в выдаче таможенным органом паспорта транспортного средства.

Вопрос: Необходимо ли уплачивать утилизационный сбор при временном ввозе транспортных средств на территорию России под обязательство об их обратном вывозе?

 

Ответ: Пункт 28 Приказа МВД России от 24.11.2008 № 1001 (в ред. от 29.08.2011) «О порядке регистрации транспортных средств» предусматривает необходимость регистрации транспортных средств, временно ввезенных юридическими лицами на территорию РФ на срок более 6 месяцев под обязательство об обратном вывозе. При этом п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 (в ред. от 12.11.2012) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» определено, что регистрация, в том числе временная, не осуществляется, если в паспорте соответствующего колесного транспортного средства отсутствует отметка об уплате утилизационного сбора. Следовательно, утилизационный сбор при временном ввозе транспортных средств на территорию России уплачивается в том случае, когда срок временного ввоза превышает 6 месяцев.

После уплаты утилизационного сбора таможенный орган выдает плательщику приходный ордер. Сведения об уплате утилизационного сбора направляются таможенными органами в МВД России в порядке межведомственного информационного обмена, установленном ФТС России совместно с МВД России, а также в Минсельхоз России в порядке межведомственного информационного обмена, установленном ФТС России совместно с Минсельхозом России.

Ставки и исчисление утилизационного сбора

Ставки утилизационного сбора определены в Перечне видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденном Постановлением № 870 (далее — Перечень).

Исчисление утилизационного сбора производится путем умножения базовой ставки для расчета утилизационного сбора (20 000 руб. или 150 000 руб. в зависимости от категории транспортных средств) на коэффициент. Данный коэффициент зависит от категории транспортного средства, а также от того, является транспортное новым (с даты выпуска прошло три года и менее) либо с даты его выпуска прошло более трех лет, и варьируется от 0,1 до 40.

В настоящее время ставки утилизационного сбора установлены в отношении следующих транспортных средств:

1) категория M — транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров:

  • категория М1 — автомобили легковые, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения;
  • категория М2 — автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т;
  • категория М3 — автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т;

2) категория N — транспортные средства, используемые для перевозки грузов — автомобили грузовые и их шасси:

  • категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т;
  • категория N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т;
  • категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т;

3) самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья.

Пример

Рассчитаем утилизационный сбор в отношении нового легкового транспортного средства с рабочим объемом двигателя 2000 см3.

Расчет осуществляется следующим образом. В приложении № 1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 (в ред. от 22.12.2012), определено, что к категории М1 относятся автомобили легковые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.

В соответствии с примечанием 2 к Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Согласно примечанию 4 базовая ставка для расчета утилизационного сбора в отношении нового легкового транспортного средства с рабочим объемом двигателя 2000 см3 равна 20 000 руб., а коэффициент в данном случае в соответствии с Перечнем — 1,34.

Таким образом, сумма утилизационного сбора составит: 20 000 × 1,34 = 26 800 руб.

Обратите внимание! В дальнейшем перечень товаров, в отношении которых будет взиматься утилизационный сбор, будет расширяться.

Так, например, в настоящее время в Госдуму внесен проект Федерального закона № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования в области обращения с отходами», в котором предлагается распространить взимание утилизационного сбора на самоходные машины (тракторы, дорожно-строительную, коммунальную, лесохозяйственную, наземно-аэродромную, сельскохозяйственную самоходную технику) и прицепы к ним (далее — самоходные машины), имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, устанавливаются правовые основы для развития в России системы утилизации данных видов техники. Как следует из пояснительной записки к данному законопроекту, целесообразность введения утилизационного сбора обусловлена, во-первых, схожим техническим устройством, использованием одинаковых материалов при производстве, следовательно, возможностью унификации технологических процессов переработки. Во-вторых, распространение системы безопасной утилизации на самоходные машины будет способствовать цикличному обновлению парка самоходных машин, планомерному выводу из эксплуатации уже отработавшей свой срок техники, препятствовать попаданию на российский рынок низкокачественных самоходных машин.

К сведению. В настоящий момент в связи с агрессивной ценовой политикой иностранных производителей самоходных машин российские производители теряют свои позиции на рынке. За последние три года импорт экскаваторов в РФ увеличился в 2,5 раза, импорт автогрейдеров — в 4,5 раза. Аналогичная ситуация складывается и с другими видами самоходных машин, производимых российскими машиностроительными предприятиями. При этом мощности российских производителей самоходных машин в настоящий момент загружены лишь на 30–40 %.

Порядок возврата излишне уплаченного утилизационного сбора

Ввиду того что утилизационный сбор не рассматривается в качестве налога, сбора, пошлины ни налоговым, ни таможенным законодательством, механизм возврата излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора подлежит отдельному правовому регулированию. Данные положения предусмотрены Правилами.

В соответствии с разд. III Правил в случае уплаты утилизационного сбора в размере, который превышает сумму, подлежащую уплате, а также ошибочной уплаты утилизационного сбора такой излишне уплаченный утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику).

Вопрос: Какие документы следует представить для возврата утилизационного сбора? В какой орган необходимо представить заявление для возврата утилизационного сбора? Каков срок рассмотрения заявления о возврате утилизационного сбора?

Ответ: Согласно п. 14 Правил излишне уплаченный утилизационный сбор подлежит возврату плательщику таможенными органами на основании заявления о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, заполняемого по форме, установленной в приложении № 2 к Правилам, к которому прилагаются:

а) документы, подтверждающие исчисление и уплату утилизационных сборов;

б) документы, позволяющие определить уплату утилизационного сбора в размере, который превышает сумму, подлежащую уплате, а также ошибочную уплату утилизационного сбора;

в) иные документы, определенные в пп. 15–18 Правил.

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, дополнительно к вышеуказанным документам представляют также:

  • копию документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление, и оригинал документа;
  • копию документа, подтверждающего правопреемство, в случае если заявление подается правопреемником лица, уплатившего утилизационные сборы, и оригинал документа.

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, вправе представить:

  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и оригинал документа;
  • копию свидетельства о государственной регистрации и оригинал документа.

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, представляют:

а) копию документа, подтверждающего статус юридического лица в соответствии с законодательством государства, на территории которого создано это юридическое лицо (с нотариально засвидетельствованным переводом на русский язык);

б) копию документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление (с нотариально засвидетельствованным переводом на русский язык).

Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, представляют копии 2-го и 3-го листов паспорта гражданина РФ и оригинал документа. Также они вправе представить:

а) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и оригинал документа;

б) копию свидетельства о государственной регистрации и оригинал документа;

в) выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей об исключении из этого реестра в случае, если на дату подачи заявления физическое лицо уже не является индивидуальным предпринимателем.

Физические лица представляют:

а) копии листов документа, удостоверяющего личность, содержащих сведения о личности физического лица (фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения), и оригинал документа;

б) копию документа, подтверждающего право наследования, в случае если заявление подается наследником лица, уплатившего утилизационные сборы, и оригинал документа.

Заявление подается в таможенный орган, выдавший таможенный приходный ордер. При отсутствии в заявлении требуемых сведений и непредставлении необходимых документов заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) с объяснением в письменной форме причин возврата заявления. Возврат заявления производится не позднее 5 рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. Возврат излишне уплаченных утилизационных сборов производится по решению таможенного органа, в который подано заявление.

Общий срок рассмотрения заявления, принятия решения о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора и осуществления возврата утилизационного сбора не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявления.

Возврат излишне уплаченных утилизационных сборов производится на счет плательщика (его правопреемника, наследника), указанный в заявлении, в валюте РФ. При возврате излишне уплаченных утилизационных сборов проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются, комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.

Таким образом, мы рассмотрели вопросы уплаты утилизационного сбора, который является обязательным платежом при ввозе транспортных средств. Его уплата осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ. Несмотря на то что взимание данного платежа регламентируется в рамках природоохранного законодательства, он является своего рода налоговым платежом, направленным на защиту отечественных производителей автомобильной техники и компенсацию выпадающих доходов федерального бюджета от снижения ставок ввозных пошлин на транспортные средства.

 

Н. Дубинский, доц. УО «Витебский государственный технологический университет», канд. техн. наук

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 5, 2013.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Управленческий учет и отчетность
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам