Отдаем журнал бесплатно!

Позволит ли аутсорсинг сократить затраты предприятия? Покажет расчет

Есть ли универсальный подход к оценке эффективности аутсорсинга?

Какую информацию необходимо подготовить, чтобы правильно сделать расчет «осуществлять процесс самим или передать его сторонним исполнителям»?

Что еще необходимо иметь в виду при принятии решения о передаче части функций и операций предприятия сторонним исполнителям?

 

Одним из способов сокращения затрат предприятия может стать передача части функций производства, реализации или управления сторонним компаниям — аутсорсинг. Решение о переходе на аутсорсинг должно быть основано на расчетах его экономической эффективности для компании. Таким расчетам и посвящена данная статья.

Выбор варианта «осуществлять процесс самим или передать его сторонним исполнителям» возможен практически для любой функции. Это может быть производство отдельных компонентов продукции, транспортировка материалов и товара, обслуживание техники и сайта предприятия, взыскание дебиторской задолженности, юридическое или бухгалтерское сопровождение деятельности и т. д.

Решение является эффективным, если оно приносит компании дополнительную прибыль либо не позволяет прибыли снижаться. Это справедливо в том числе для перехода на аутсорсинг: он экономически оправдан, если связанные с ним изменения доходов и расходов предприятия обеспечивают рост прибыли.

Составляющие экономической эффективности аутсорсинга

Оценить эффективность аутсорсинга на основании изменения прибыли технически не сложно. Основная проблема в том, чтобы корректно определить перечень и абсолютную величину доходов и расходов (включая налоги) предприятия, которые изменятся в связи с передачей выполнения части функций или процессов другим организациям. Для этого необходимо выяснить, как рассматриваемая функция или процесс «встроены» в производственную и организационную структуру компании.

Если цель аутсорсинга — сократить издержки, алгоритм определения его эффективности следующий:

Рассчитываем изменение (рост) переменных расходов при производстве и реализации продукции (оказании услуг) по формуле:

 

(Переменные расходы при закупке ресурса на стороне – Переменные расходы при производстве ресурса на предприятии) = Объем ресурсов, который необходимо произвести собственными силами или заказать на стороне, нат. ед. × (Цена закупки ресурса на стороне, руб./ед. – Переменные расходы при производстве ресурса на предприятии, руб./ед.).

 

К сведению

Перевод на аутсорсинг отдельного этапа производственного процесса, например отказ от собственного изготовления полуфабрикатов для сборки готовой продукции и переход к заказам данных полуфабрикатов на стороне, в большинстве случаев приводит к росту переменных затрат. Это объяснимо: цена закупки готового полуфабриката, как правило, выше переменных затрат на его изготовление (стоимости материалов, технологической энергии, сдельной части оплаты труда).

 

Определяем изменение постоянных расходов компании в связи с отказом от выполнения определенного бизнес-процесса (рост/сокращение по отдельным элементам затрат). Это может быть снижение расходов на оплату труда сокращаемого персонала с соответствующими начислениями, исключение расходов на содержание производственных фондов, от которых компания намерена отказаться в связи с передачей части функций внешней структуре, а также появление затрат на взаимодействие с компанией-аутсорсером.

 

Обратите внимание!

При оценке изменений постоянных расходов необходимо учесть не только сокращение существующих издержек, но и появление дополнительных — например, на оплату труда новых сотрудников, введенных в штат для взаимодействия с поставщиком аутсорсинговых услуг, расходы на коммуникацию и связь с компанией-аутсорсером. Рост таких затрат нередко игнорируется в расчетах.

 

Выявляем и оцениваем единовременные издержки в связи с отказом от выполнения рассматриваемой операции (функции), в том числе на выплату выходных пособий сокращенному персоналу, предпродажную подготовку активов, выбор и установление деловых отношений с компанией-подрядчиком.

Определяем изменение сумм налогов, в том числе сокращение налога на имущество при отказе от части зданий, транспортного налога при отказе от части транспорта, рост налога на прибыль при совокупном сокращении затрат.

Рассчитываем дополнительную прибыль в связи с переходом на аутсорсинг (п. 1 + п. 2 + п. 3 + п. 4).

В зависимости от особенностей конкретной компании некоторые элементы расчета (например, переменные расходы) могут отсутствовать, а могут возникать дополнительные составляющие расчета, такие как увеличение или сокращение доходов.

 

Обратите внимание!

Основной экономический эффект от передачи части функций внешним организациям состоит в сокращении постоянных (условно-постоянных) расходов компании. При этом для производственных процессов переход на аутсорсинг во многом будет определяться объемами выпуска продукции и, как следствие, сочетанием роста переменных и снижения постоянных затрат.

 

А. А. Васина,
финансовый консультант

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 7, 2016.

Отдаем журнал бесплатно!

Позволит ли аутсорсинг сократить затраты предприятия? Покажет расчет

Есть ли универсальный подход к оценке эффективности аутсорсинга?

Какую информацию необходимо подготовить, чтобы правильно сделать расчет «осуществлять процесс самим или передать его сторонним исполнителям»?

Что еще необходимо иметь в виду при принятии решения о передаче части функций и операций предприятия сторонним исполнителям?

 

Одним из способов сокращения затрат предприятия может стать передача части функций производства, реализации или управления сторонним компаниям — аутсорсинг. Решение о переходе на аутсорсинг должно быть основано на расчетах его экономической эффективности для компании. Таким расчетам и посвящена данная статья.

Выбор варианта «осуществлять процесс самим или передать его сторонним исполнителям» возможен практически для любой функции. Это может быть производство отдельных компонентов продукции, транспортировка материалов и товара, обслуживание техники и сайта предприятия, взыскание дебиторской задолженности, юридическое или бухгалтерское сопровождение деятельности и т. д.

Решение является эффективным, если оно приносит компании дополнительную прибыль либо не позволяет прибыли снижаться. Это справедливо в том числе для перехода на аутсорсинг: он экономически оправдан, если связанные с ним изменения доходов и расходов предприятия обеспечивают рост прибыли.

Составляющие экономической эффективности аутсорсинга

Оценить эффективность аутсорсинга на основании изменения прибыли технически не сложно. Основная проблема в том, чтобы корректно определить перечень и абсолютную величину доходов и расходов (включая налоги) предприятия, которые изменятся в связи с передачей выполнения части функций или процессов другим организациям. Для этого необходимо выяснить, как рассматриваемая функция или процесс «встроены» в производственную и организационную структуру компании.

Если цель аутсорсинга — сократить издержки, алгоритм определения его эффективности следующий:

Рассчитываем изменение (рост) переменных расходов при производстве и реализации продукции (оказании услуг) по формуле:

 

(Переменные расходы при закупке ресурса на стороне – Переменные расходы при производстве ресурса на предприятии) = Объем ресурсов, который необходимо произвести собственными силами или заказать на стороне, нат. ед. × (Цена закупки ресурса на стороне, руб./ед. – Переменные расходы при производстве ресурса на предприятии, руб./ед.).

 

К сведению

Перевод на аутсорсинг отдельного этапа производственного процесса, например отказ от собственного изготовления полуфабрикатов для сборки готовой продукции и переход к заказам данных полуфабрикатов на стороне, в большинстве случаев приводит к росту переменных затрат. Это объяснимо: цена закупки готового полуфабриката, как правило, выше переменных затрат на его изготовление (стоимости материалов, технологической энергии, сдельной части оплаты труда).

 

Определяем изменение постоянных расходов компании в связи с отказом от выполнения определенного бизнес-процесса (рост/сокращение по отдельным элементам затрат). Это может быть снижение расходов на оплату труда сокращаемого персонала с соответствующими начислениями, исключение расходов на содержание производственных фондов, от которых компания намерена отказаться в связи с передачей части функций внешней структуре, а также появление затрат на взаимодействие с компанией-аутсорсером.

 

Обратите внимание!

При оценке изменений постоянных расходов необходимо учесть не только сокращение существующих издержек, но и появление дополнительных — например, на оплату труда новых сотрудников, введенных в штат для взаимодействия с поставщиком аутсорсинговых услуг, расходы на коммуникацию и связь с компанией-аутсорсером. Рост таких затрат нередко игнорируется в расчетах.

 

Выявляем и оцениваем единовременные издержки в связи с отказом от выполнения рассматриваемой операции (функции), в том числе на выплату выходных пособий сокращенному персоналу, предпродажную подготовку активов, выбор и установление деловых отношений с компанией-подрядчиком.

Определяем изменение сумм налогов, в том числе сокращение налога на имущество при отказе от части зданий, транспортного налога при отказе от части транспорта, рост налога на прибыль при совокупном сокращении затрат.

Рассчитываем дополнительную прибыль в связи с переходом на аутсорсинг (п. 1 + п. 2 + п. 3 + п. 4).

В зависимости от особенностей конкретной компании некоторые элементы расчета (например, переменные расходы) могут отсутствовать, а могут возникать дополнительные составляющие расчета, такие как увеличение или сокращение доходов.

 

Обратите внимание!

Основной экономический эффект от передачи части функций внешним организациям состоит в сокращении постоянных (условно-постоянных) расходов компании. При этом для производственных процессов переход на аутсорсинг во многом будет определяться объемами выпуска продукции и, как следствие, сочетанием роста переменных и снижения постоянных затрат.

 

А. А. Васина,
финансовый консультант

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 7, 2016.

Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Управленческий учет и отчетность
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам