Отдаем журнал бесплатно!

Застраховаться от потери оборотных средств поможет нормирование и бюджетирование

Проблема многих компаний — дефицит оборотных средств. Чаще всего оборотных активов не хватает из-за стремительного роста дебиторской задолженности или неоправданного увеличения запасов сырья и готовой продукции. Нерациональное использование оборотных средств ведет к их потерям. Потери могут быть связаны с инфляционными рисками, рисками банкротства дебитора, отсутствием спроса покупателей на большие запасы готовой продукции, порчей запасов и готовой продукции в связи с истечением срока годности или несоблюдением режимов хранения и др.

Избежать подобных проблем можно, если внедрить на предприятии систему нормирования и бюджетирования оборотных активов.

Основные этапы внедрения системы нормирования и бюджетирования:

  1. Определение объектов управления.
  2. Создание нормативов и плановых показателей для каждого объекта оборотных средств.
  3. Бюджетирование согласно рассчитанным нормативам с учетом возможных потерь активов (факторов риска).
  4. Контроль, анализ выполнения бюджета и последующая корректировка установленных норм.

Определение объекта управления

Оборотные средства — это средства, используемые предприятием для осуществления постоянной деятельности. К ним относятся:

  • производственные запасы предприятия;
  • незавершенное производство (НЗП);
  • запасы готовой и отгруженной продукции;
  • дебиторская задолженность;
  • наличные деньги в кассе и денежные средства на счетах предприятия.

Чтобы обеспечить непрерывность и ритмичность процесса производства и реализации продукции, каждое промышленное (торговое) предприятие должно определить экономически обоснованные размеры оборотных средств. Для этого нужна комплексная система нормирования и бюджетирования оборотных средств. Кроме того, необходимо изучать и анализировать каждый элемент оборотных активов.

Начинать работу следует с наиболее проблемных элементов существующих оборотных активов. Например, при низкой инкассации дебиторской задолженности нормирование начинаем именно с нее. При чрезмерно большом незавершенном производстве в первую очередь разрабатываем нормы запасов и расхода на производство продукции, определяем величину материально-производственных запасов и полуфабрикатов на переделах.

Создание нормативов по всем видам оборотных активов может оказаться трудоемким, многозатратным, экономически неоправданным. В связи с этим важно учитывать несколько моментов:

  • целесообразно нормировать (бюджетировать) только те хозяйственные операции с оборотными активами, которые носят регулярный характер. Например, на промышленных предприятиях обязательному планированию подлежат запасы сырья и материалов, используемые для производства крупных партий продукции;

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Для запасов сырья, приобретаемого для небольших нерегулярных заказов, нормативы не разрабатывают.

 

  • оборотные активы, для которых планируется разработать бюджет, должны быть существенны (доля в общей сумме оборотных активов — более 5–10 %) и однородны по составу. В качестве примера можно привести нормирование статьи «Прочие дебиторы», весьма неоднородной по своему составу. Как правило, дебиторская задолженность по прочим дебиторам возникает в результате нетипичной деятельности компании и не превышает 5–10 % от общей дебиторской задолженности. Очевидно, что даже значительное снижение этой статьи оборотных активов не окажет существенного влияния на конечный результат деятельности предприятия;
  • нормативы нужно разрабатывать для тех видов оборотных активов, которыми компания в силах управлять. Нередко часть дебиторской задолженности оказывается неподконтрольной специалистам в области управления финансами. Такую ситуацию можно наблюдать, если рынки сбыта продукции предприятия ограничены и представлены несколькими крупными покупателями, которые, зная свое весомое положение в этом секторе, намеренно задерживают оплату. Опасаясь спада продаж, поставщики вынуждены соглашаться с продиктованными условиями.

Размер экономически обоснованного общего объема оборотных средств рассчитывают на основе нормативов по основным составляющим этого актива. 

О. С. Полякова, экономист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8, 2015.

Отдаем журнал бесплатно!

Застраховаться от потери оборотных средств поможет нормирование и бюджетирование

Проблема многих компаний — дефицит оборотных средств. Чаще всего оборотных активов не хватает из-за стремительного роста дебиторской задолженности или неоправданного увеличения запасов сырья и готовой продукции. Нерациональное использование оборотных средств ведет к их потерям. Потери могут быть связаны с инфляционными рисками, рисками банкротства дебитора, отсутствием спроса покупателей на большие запасы готовой продукции, порчей запасов и готовой продукции в связи с истечением срока годности или несоблюдением режимов хранения и др.

Избежать подобных проблем можно, если внедрить на предприятии систему нормирования и бюджетирования оборотных активов.

Основные этапы внедрения системы нормирования и бюджетирования:

  1. Определение объектов управления.
  2. Создание нормативов и плановых показателей для каждого объекта оборотных средств.
  3. Бюджетирование согласно рассчитанным нормативам с учетом возможных потерь активов (факторов риска).
  4. Контроль, анализ выполнения бюджета и последующая корректировка установленных норм.

Определение объекта управления

Оборотные средства — это средства, используемые предприятием для осуществления постоянной деятельности. К ним относятся:

  • производственные запасы предприятия;
  • незавершенное производство (НЗП);
  • запасы готовой и отгруженной продукции;
  • дебиторская задолженность;
  • наличные деньги в кассе и денежные средства на счетах предприятия.

Чтобы обеспечить непрерывность и ритмичность процесса производства и реализации продукции, каждое промышленное (торговое) предприятие должно определить экономически обоснованные размеры оборотных средств. Для этого нужна комплексная система нормирования и бюджетирования оборотных средств. Кроме того, необходимо изучать и анализировать каждый элемент оборотных активов.

Начинать работу следует с наиболее проблемных элементов существующих оборотных активов. Например, при низкой инкассации дебиторской задолженности нормирование начинаем именно с нее. При чрезмерно большом незавершенном производстве в первую очередь разрабатываем нормы запасов и расхода на производство продукции, определяем величину материально-производственных запасов и полуфабрикатов на переделах.

Создание нормативов по всем видам оборотных активов может оказаться трудоемким, многозатратным, экономически неоправданным. В связи с этим важно учитывать несколько моментов:

  • целесообразно нормировать (бюджетировать) только те хозяйственные операции с оборотными активами, которые носят регулярный характер. Например, на промышленных предприятиях обязательному планированию подлежат запасы сырья и материалов, используемые для производства крупных партий продукции;

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Для запасов сырья, приобретаемого для небольших нерегулярных заказов, нормативы не разрабатывают.

 

  • оборотные активы, для которых планируется разработать бюджет, должны быть существенны (доля в общей сумме оборотных активов — более 5–10 %) и однородны по составу. В качестве примера можно привести нормирование статьи «Прочие дебиторы», весьма неоднородной по своему составу. Как правило, дебиторская задолженность по прочим дебиторам возникает в результате нетипичной деятельности компании и не превышает 5–10 % от общей дебиторской задолженности. Очевидно, что даже значительное снижение этой статьи оборотных активов не окажет существенного влияния на конечный результат деятельности предприятия;
  • нормативы нужно разрабатывать для тех видов оборотных активов, которыми компания в силах управлять. Нередко часть дебиторской задолженности оказывается неподконтрольной специалистам в области управления финансами. Такую ситуацию можно наблюдать, если рынки сбыта продукции предприятия ограничены и представлены несколькими крупными покупателями, которые, зная свое весомое положение в этом секторе, намеренно задерживают оплату. Опасаясь спада продаж, поставщики вынуждены соглашаться с продиктованными условиями.

Размер экономически обоснованного общего объема оборотных средств рассчитывают на основе нормативов по основным составляющим этого актива. 

О. С. Полякова, экономист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8, 2015.

Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Решаем экономические задачи с помощью Excel
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам