Отдаем журнал бесплатно!

Частные агентства занятости: практика применения трудового законодательства

 

 

В целях предотвращения нарушения трудовых прав работников Федеральным законом от 05.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) запрещен заемный труд, введено регулирование предоставления персонала частными агентствами занятости, ограниченное сферами его применения.

 

Направление работодателем временно своих работников с их согласия для работы по должности или профессии, установленной трудовым договором, в другую организацию или индивидуальному предпринимателю, которые не являются работодателями для данных работников, должно осуществляться на основании договора о предоставлении труда работников (персонала). При этом трудовые отношения между временно направляемым работником и работодателем не прекращаются, а трудовые отношения между этим работником и принимающей стороной не возникают.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля, организацией и проведением проверок частных агентств занятости, осуществляющих деятельность по предоставлению труда работников (персонала), применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 03.07.2016).

 

С 01.01.2016 Федеральный закон № 116-ФЗ вступил в силу. В соответствии с ним правом на осуществление предоставления персонала обладают только те частные агентства занятости, которые прошли аккредитацию в установленном порядке.

Правила аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 № 1165 (далее — Правила), также вступили в силу 01.01.2016.

Правила включают в себя, в частности:

  • порядок аккредитации, продления аккредитации, приостановления (возобновления) или отзыва аккредитации;
  • порядок ведения реестра аккредитованных частных агентств занятости.

Аккредитация частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) проводится Федеральной службой по труду и занятости (Роструд), на официальном сайте которой размещены сведения о количестве аккредитованных частных агентств занятости.

К СВЕДЕНИЮ

Минэкономразвития России в целях реализации Федерального закона № 116-ФЗ в Правительство РФ был внесен проект Федерального закона «О регулировании труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)», который в настоящее время еще не принят.

ПРИМЕНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 116-ФЗ НА ПРАКТИКЕ: ОТВЕТЫ НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ[1]

Каким образом подтверждается увеличение объема производства и оказываемых услуг, и какие документы, возможно, потребуется предоставить в случае проверки?

Частью 2 ст. 341.2 ТК РФ, введенной Федеральным законом № 116-ФЗ, предусмотрено, что частное агентство занятости имеет право заключать с работником трудовой договор, содержащий условие, указанное в ч. 1 ст. 341.2 ТК РФ, в случаях направления его временно для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), в т. ч. к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг.

Аналогичная норма (со сроком до одного года) определена в абзаце 6 ч. 1 ст. 59 ТК РФ, предусматривающей возможность заключения срочного трудового договора для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг.

Как правило, к обычной деятельности организации относятся виды работ, соответствующие основным направлениям деятельности (ОКВЭД), указанным в Уставе.

Законодатель детально не регламентирует конкретные виды указанных работ, поэтому их основания, виды, сроки выполнения должны определяться в соответствующих локальных нормативных актах организации (далее — ЛНА) или актах органов, имеющих право давать организации обязательные для исполнения указания, при условии, что проведение работ предусмотрено соответствующим локальным или иным актом, гражданско-правовым договором между принимающей стороной, выступающей в роли заказчика работ, и иной организацией, выступающей исполнителем, а также при направлении работника временно для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала).

Когда потребность в предоставлении труда работников (персонала) возникает на более длительный срок, не имеет значения, какой вид деятельности осуществляет работодатель согласно ОКВЭД — основной или дополнительный. Полагаем, что трудовые договоры с работниками должны заключаться в соответствии со ст. 58–59 ТК РФ. Соответственно, работники могут быть оформлены в штате принимающей стороны.

Таким образом, в целях проверки установленного срока трудового договора контрольно-надзорный орган имеет право запросить:

  • устав;
  • учредительные документы;
  • гражданско-правовые договоры с организациями;
  • приказы вышестоящей организации;
  • иные ЛНА, в связи с которыми с работником заключен срочный трудовой договор.

Каким образом рассчитывается 9-месячный срок, указанный в ч. 2 ст. 341.2 ТК РФ?

Полагаем, что следует учитывать данный срок непрерывно в течение одного года.

Допускается ли привлечение персонала для исполнения обязанностей работников, находящихся в отпуске?

Да, допускается. Абзацами 1, 3 ч. 1 ст. 341.2 ТК РФ предусмотрено, что частное агентство занятости имеет право заключать с работником трудовой договор, содержащий условие, указанное в ч. 1 ст. 341.2 ТК РФ, в случаях направления его временно для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), в т. ч. индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для временного исполнения обязанностей отсутствующих работников, за которыми в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, ЛНА, трудовыми договорами сохраняется место работы.

 

[1] Данное мнение не является разъяснением и нормативным правовым актом. — Прим. автора.

Маленко Т. В., заместитель директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 9, 2016.

Отдаем журнал бесплатно!

Частные агентства занятости: практика применения трудового законодательства

 

 

В целях предотвращения нарушения трудовых прав работников Федеральным законом от 05.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) запрещен заемный труд, введено регулирование предоставления персонала частными агентствами занятости, ограниченное сферами его применения.

 

Направление работодателем временно своих работников с их согласия для работы по должности или профессии, установленной трудовым договором, в другую организацию или индивидуальному предпринимателю, которые не являются работодателями для данных работников, должно осуществляться на основании договора о предоставлении труда работников (персонала). При этом трудовые отношения между временно направляемым работником и работодателем не прекращаются, а трудовые отношения между этим работником и принимающей стороной не возникают.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля, организацией и проведением проверок частных агентств занятости, осуществляющих деятельность по предоставлению труда работников (персонала), применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 03.07.2016).

 

С 01.01.2016 Федеральный закон № 116-ФЗ вступил в силу. В соответствии с ним правом на осуществление предоставления персонала обладают только те частные агентства занятости, которые прошли аккредитацию в установленном порядке.

Правила аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 № 1165 (далее — Правила), также вступили в силу 01.01.2016.

Правила включают в себя, в частности:

  • порядок аккредитации, продления аккредитации, приостановления (возобновления) или отзыва аккредитации;
  • порядок ведения реестра аккредитованных частных агентств занятости.

Аккредитация частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) проводится Федеральной службой по труду и занятости (Роструд), на официальном сайте которой размещены сведения о количестве аккредитованных частных агентств занятости.

К СВЕДЕНИЮ

Минэкономразвития России в целях реализации Федерального закона № 116-ФЗ в Правительство РФ был внесен проект Федерального закона «О регулировании труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)», который в настоящее время еще не принят.

ПРИМЕНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 116-ФЗ НА ПРАКТИКЕ: ОТВЕТЫ НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ[1]

Каким образом подтверждается увеличение объема производства и оказываемых услуг, и какие документы, возможно, потребуется предоставить в случае проверки?

Частью 2 ст. 341.2 ТК РФ, введенной Федеральным законом № 116-ФЗ, предусмотрено, что частное агентство занятости имеет право заключать с работником трудовой договор, содержащий условие, указанное в ч. 1 ст. 341.2 ТК РФ, в случаях направления его временно для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), в т. ч. к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг.

Аналогичная норма (со сроком до одного года) определена в абзаце 6 ч. 1 ст. 59 ТК РФ, предусматривающей возможность заключения срочного трудового договора для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг.

Как правило, к обычной деятельности организации относятся виды работ, соответствующие основным направлениям деятельности (ОКВЭД), указанным в Уставе.

Законодатель детально не регламентирует конкретные виды указанных работ, поэтому их основания, виды, сроки выполнения должны определяться в соответствующих локальных нормативных актах организации (далее — ЛНА) или актах органов, имеющих право давать организации обязательные для исполнения указания, при условии, что проведение работ предусмотрено соответствующим локальным или иным актом, гражданско-правовым договором между принимающей стороной, выступающей в роли заказчика работ, и иной организацией, выступающей исполнителем, а также при направлении работника временно для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала).

Когда потребность в предоставлении труда работников (персонала) возникает на более длительный срок, не имеет значения, какой вид деятельности осуществляет работодатель согласно ОКВЭД — основной или дополнительный. Полагаем, что трудовые договоры с работниками должны заключаться в соответствии со ст. 58–59 ТК РФ. Соответственно, работники могут быть оформлены в штате принимающей стороны.

Таким образом, в целях проверки установленного срока трудового договора контрольно-надзорный орган имеет право запросить:

  • устав;
  • учредительные документы;
  • гражданско-правовые договоры с организациями;
  • приказы вышестоящей организации;
  • иные ЛНА, в связи с которыми с работником заключен срочный трудовой договор.

Каким образом рассчитывается 9-месячный срок, указанный в ч. 2 ст. 341.2 ТК РФ?

Полагаем, что следует учитывать данный срок непрерывно в течение одного года.

Допускается ли привлечение персонала для исполнения обязанностей работников, находящихся в отпуске?

Да, допускается. Абзацами 1, 3 ч. 1 ст. 341.2 ТК РФ предусмотрено, что частное агентство занятости имеет право заключать с работником трудовой договор, содержащий условие, указанное в ч. 1 ст. 341.2 ТК РФ, в случаях направления его временно для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), в т. ч. индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для временного исполнения обязанностей отсутствующих работников, за которыми в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, ЛНА, трудовыми договорами сохраняется место работы.

 

[1] Данное мнение не является разъяснением и нормативным правовым актом. — Прим. автора.

Маленко Т. В., заместитель директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 9, 2016.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам