Отдаем журнал бесплатно!

Оценка квалификации: независимая и, по большей части, добровольная

 

В статье подробно освещаются все правовые (в т. ч. налоговые) нюансы, связанные с применением с 01.01.2017 такой правовой новеллы, как независимая оценка квалификации.

Довольно странно начинать статью словом «итак», однако для этой статьи такое начало — вполне логичное.

Итак, вслед за введением с 01.07.2016 в целом рекомендательного, но в двух особых случаях обязательного характера профессиональных стандартов (далее — профстандарт), следующим шагом законодателей стало введение добровольной как для работающих и неработающих граждан, так и для работодателей независимой оценки квалификаций, предложенных (на факультативной основе) либо установленных (на обязательной основе) профстандартами.

 

Напомним, что профстандарты, по общему правилу, носят рекомендательный характер, и лишь в «точках пересечения» с такими нормативными актами, как Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ (постановления Правительства России, приказы федеральных министерств) они обязательны для применения, поскольку обязательны для применения эти нормативные акты.

Например, это следующие нормативные акты:

  • Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» (в ред. от 24.12.2014) и приложения к нему: перечни должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную 36-часовую, 33-часовую и 30-часовую рабочие недели;

  • Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»»;

  • Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15, которым утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей;

  • Приказ Минздрава России от 10.02.2016 № 83н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;

  • Приказ Минобрнауки России от 02.09.2015 № 937 «Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок проведения указанного конкурса».

Таким образом, характер профстандартов — транснормативный[1], то есть они обязательны для применения через другие нормативные акты, но сами по себе ничего обязательного для применения не содержат (ч. 1 ст. 195.3, ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Об этом постоянно напоминает и Минтруд[2] России:

Извлечение

из письма Минтруда России от 05.04.2016 № 14-2/В-299

О применении профессиональных стандартов

Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только[3] в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются ввиду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и другие). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

 

Кроме того, в этом письме Минтруд России подчеркнул, что «обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя». Таким образом, несмотря на то, что, по информации заместителя Министра труда и социальной защиты РФ Л. Ельцовой[4] федеральным государственным унитарным и казенным предприятиям и федеральным государственным учреждениям в срок до 20.05.2016 необходимо утвердить планы-графики внедрения профстандартов и представить данную информацию в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого они находятся, даже и эти предприятия и учреждения применяют профстандарты только в рамках указанных правовых норм.

Кроме того, Минтруд России разъясняет, что применение профстандартов напрямую зависит от специфики организаций:

Извлечение

из презентации Минтруда России[5] «Основные итоги работы по развитию

национальной системы квалификаций в Российской Федерации в 2015 году»

(слайд 10)

Профессиональные стандарты применяются работодателями с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда […]

 

Законодатель заинтересован в совершенствовании системы российского образования и росте профессионализма работающей части населения. Инструментом достижения этих целей и являются профессиональные стандарты, которые рассматриваются, в первую очередь, как основа для создания образовательных стандартов:

Извлечение

из Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012

«Об образовании в Российской Федерации»

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ[6])

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

[…]

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

[…]

Статья 73. Организация профессионального обучения

[…]

8. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

[…]

Извлечение

из Постановления Правительства России от 05.08.2013 № 661

«Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.04.2016 № 295)

21. В целях обеспечения формирования требований стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии):

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации информацию об утвержденных профессиональных стандартах (изменениях, внесенных в профессиональные стандарты) в течение 10 календарных дней со дня их вступления в силу;

[…]

Министерство образования и науки Российской Федерации в месячный срок рассматривает указанные сведения, полученные от разработчиков, и при необходимости обеспечивает в порядке, установленном настоящими Правилами, разработку и рассмотрение проектов стандартов профессионального образования (вносимых в указанные стандарты изменений) не позднее года после утверждения соответствующих профессиональных стандартов. Указанные проекты до утверждения направляются Министерством образования и науки Российской Федерации в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям для оценки их соответствия профессиональным стандартам.

 

А также как критерий для повышения квалификации работников, уже имеющих образование:

Извлечение из Презентации

(слайд 10)

Профессиональные стандарты: направления применения

молодежь: профессиональный стандарт позволяет сделать выбор профессии, исходя из требований к компетенции работника, спланировать обучение и профессиональную карьеру

работающие граждане: профессиональный стандарт позволяет выбрать программы дополнительного обучения в целях непрерывного образования

образовательные организации: учитывают профессиональные стандарты при формировании образовательных стандартов и программ

 

Поэтому вполне логичным следующим за принятием профстандартов шагом стало принятие Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон об оценке квалификации; Закон).

Вместе с ним принято еще два закона-«спутника»:

  1. Федеральный закон от 03.07.2016 № 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”» (далее — Закон об изменениях в ТК РФ).
  2. Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”» (далее — Закон об изменениях в НК РФ).

Все эти законы вступают в силу с 01.01.2017, и нам с вами, коллеги, необходимо разобраться во всех трех законах, поскольку они имеют самое непосредственное отношение не только к нашей работе, но и к нам самим, как к работникам.

 

 

[1] «Trans-» (лат.) — «сквозь», «через» что-либо.

[2] Министерство труда и социальной защиты РФ уполномочено давать официальные разъяснения по вопросам применения профстандартов.

[3] Здесь и далее в извлечениях выделено автором.

[4] http://www.rosmintrud.ru/labour/20/50/, в т. ч. ссылка на презентацию «Применение профессиональных стандартов» в конце сообщения.

[5] http://www.rosmintrud.ru/labour/20/46. Далее — Презентация.

[6] Вступил в силу 03.07.2016. — Прим. автора.

Журавлева И. В., специалист по трудовому праву и кадровому учету

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 8, 2016.

Отдаем журнал бесплатно!

Оценка квалификации: независимая и, по большей части, добровольная

 

В статье подробно освещаются все правовые (в т. ч. налоговые) нюансы, связанные с применением с 01.01.2017 такой правовой новеллы, как независимая оценка квалификации.

Довольно странно начинать статью словом «итак», однако для этой статьи такое начало — вполне логичное.

Итак, вслед за введением с 01.07.2016 в целом рекомендательного, но в двух особых случаях обязательного характера профессиональных стандартов (далее — профстандарт), следующим шагом законодателей стало введение добровольной как для работающих и неработающих граждан, так и для работодателей независимой оценки квалификаций, предложенных (на факультативной основе) либо установленных (на обязательной основе) профстандартами.

 

Напомним, что профстандарты, по общему правилу, носят рекомендательный характер, и лишь в «точках пересечения» с такими нормативными актами, как Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ (постановления Правительства России, приказы федеральных министерств) они обязательны для применения, поскольку обязательны для применения эти нормативные акты.

Например, это следующие нормативные акты:

  • Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» (в ред. от 24.12.2014) и приложения к нему: перечни должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную 36-часовую, 33-часовую и 30-часовую рабочие недели;

  • Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»»;

  • Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15, которым утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей;

  • Приказ Минздрава России от 10.02.2016 № 83н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;

  • Приказ Минобрнауки России от 02.09.2015 № 937 «Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок проведения указанного конкурса».

Таким образом, характер профстандартов — транснормативный[1], то есть они обязательны для применения через другие нормативные акты, но сами по себе ничего обязательного для применения не содержат (ч. 1 ст. 195.3, ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Об этом постоянно напоминает и Минтруд[2] России:

Извлечение

из письма Минтруда России от 05.04.2016 № 14-2/В-299

О применении профессиональных стандартов

Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только[3] в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются ввиду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и другие). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

 

Кроме того, в этом письме Минтруд России подчеркнул, что «обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя». Таким образом, несмотря на то, что, по информации заместителя Министра труда и социальной защиты РФ Л. Ельцовой[4] федеральным государственным унитарным и казенным предприятиям и федеральным государственным учреждениям в срок до 20.05.2016 необходимо утвердить планы-графики внедрения профстандартов и представить данную информацию в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого они находятся, даже и эти предприятия и учреждения применяют профстандарты только в рамках указанных правовых норм.

Кроме того, Минтруд России разъясняет, что применение профстандартов напрямую зависит от специфики организаций:

Извлечение

из презентации Минтруда России[5] «Основные итоги работы по развитию

национальной системы квалификаций в Российской Федерации в 2015 году»

(слайд 10)

Профессиональные стандарты применяются работодателями с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда […]

 

Законодатель заинтересован в совершенствовании системы российского образования и росте профессионализма работающей части населения. Инструментом достижения этих целей и являются профессиональные стандарты, которые рассматриваются, в первую очередь, как основа для создания образовательных стандартов:

Извлечение

из Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012

«Об образовании в Российской Федерации»

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ[6])

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

[…]

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

[…]

Статья 73. Организация профессионального обучения

[…]

8. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

[…]

Извлечение

из Постановления Правительства России от 05.08.2013 № 661

«Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.04.2016 № 295)

21. В целях обеспечения формирования требований стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии):

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации информацию об утвержденных профессиональных стандартах (изменениях, внесенных в профессиональные стандарты) в течение 10 календарных дней со дня их вступления в силу;

[…]

Министерство образования и науки Российской Федерации в месячный срок рассматривает указанные сведения, полученные от разработчиков, и при необходимости обеспечивает в порядке, установленном настоящими Правилами, разработку и рассмотрение проектов стандартов профессионального образования (вносимых в указанные стандарты изменений) не позднее года после утверждения соответствующих профессиональных стандартов. Указанные проекты до утверждения направляются Министерством образования и науки Российской Федерации в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям для оценки их соответствия профессиональным стандартам.

 

А также как критерий для повышения квалификации работников, уже имеющих образование:

Извлечение из Презентации

(слайд 10)

Профессиональные стандарты: направления применения

молодежь: профессиональный стандарт позволяет сделать выбор профессии, исходя из требований к компетенции работника, спланировать обучение и профессиональную карьеру

работающие граждане: профессиональный стандарт позволяет выбрать программы дополнительного обучения в целях непрерывного образования

образовательные организации: учитывают профессиональные стандарты при формировании образовательных стандартов и программ

 

Поэтому вполне логичным следующим за принятием профстандартов шагом стало принятие Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон об оценке квалификации; Закон).

Вместе с ним принято еще два закона-«спутника»:

  1. Федеральный закон от 03.07.2016 № 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”» (далее — Закон об изменениях в ТК РФ).
  2. Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”» (далее — Закон об изменениях в НК РФ).

Все эти законы вступают в силу с 01.01.2017, и нам с вами, коллеги, необходимо разобраться во всех трех законах, поскольку они имеют самое непосредственное отношение не только к нашей работе, но и к нам самим, как к работникам.

 

 

[1] «Trans-» (лат.) — «сквозь», «через» что-либо.

[2] Министерство труда и социальной защиты РФ уполномочено давать официальные разъяснения по вопросам применения профстандартов.

[3] Здесь и далее в извлечениях выделено автором.

[4] http://www.rosmintrud.ru/labour/20/50/, в т. ч. ссылка на презентацию «Применение профессиональных стандартов» в конце сообщения.

[5] http://www.rosmintrud.ru/labour/20/46. Далее — Презентация.

[6] Вступил в силу 03.07.2016. — Прим. автора.

Журавлева И. В., специалист по трудовому праву и кадровому учету

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 8, 2016.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Трудовой договор: работаем без ошибок
Многозадачность: могут ли работники делать все и сразу?
Чек-листы по основным кадровым процессам
Токсичный сотрудник
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам