Отдаем журнал бесплатно!

Государственные и муниципальные служащие: серьезные изменения в некоторых правах и обязанностях

 

Вы узнаете:

  • О требованиях к образованию государственных гражданских и муниципальных служащих и информации о них в Интернете
  • Об отстранении госслужащих от должности
  • Об отпусках госслужащих
  • О пенсиях государственных и муниципальных служащих

ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ И ИНФОРФМАЦИЯ О НИХ В ИНТЕРНЕТЕ

Изучая большой пакет федеральных законов, которые были приняты в конце июня этого года, нельзя обойти вниманием Федеральный закон от 30.06.2016 № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и Федеральный закон “О муниципальной службе в Российской Федерации”» (далее — Федеральный закон № 224-ФЗ), который 01.07.2016 уже вступил в силу.

Рассмотрим практически значимые изменения, внесенные в ст. 12 Федерального закона от 27.04.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о ГГС; Федеральный закон № 79-ФЗ):

  • часть 1 ст. 12 Закона о ГГС — к обязательным требованиям (незначительно подредактированным) о соответствии кандидата на замещение должности государственной гражданской службы квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, добавлено право представителя нанимателя[1] принять решение о соответствии соискателя еще специальности, направлению подготовки;
  • часть 2 ст. 12 Закона о ГГС— к первоначальной редакции, согласно которой квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, добавлено соответствие с областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
  • часть 3 ст. 12 Закона о ГГС— если ранее к лицам, замещающим должности гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы предъявлялось требование об обязательном наличии высшего образования[2], то теперь внесено уточнение, что для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры. Однако это новое требование не применяется:
  1. во-первых, к государственным гражданским служащим, занимающим указанные должности и претендующим на эти должности, если они получили высшее профессиональное образование до 29.08.1996;
  2. во-вторых, к имеющим высшее образование уровня бакалавриата гражданским служащим, которые уже были назначены на перечисленные должности до дня вступления в силу Федерального закона № 224-ФЗ, в отношении замещаемых ими должностей гражданской службы.

Таким образом, из-за изменения требований к образованию никаких увольнений не произойдет;

  • часть 8 ст. 12 Закона о ГГС — установлено, что федеральным государственным органом по управлению государственной службой в целях оказания государственным органам методологической помощи формируется справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.

 

Кроме того, в Закон о ГГС введена новая ст. 20.2, которая регламентирует предоставление государственными гражданскими служащими и соискателями на должности государственной гражданской службы информации о себе, размещенной в Интернете:

Извлечение из Федерального закона № 79-ФЗ

Статья 20.2. Представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

 

1. Сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, гражданский служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать, представителю нанимателя представляют:

1) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, — при поступлении на службу за три календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу;

2) гражданский служащий — ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей гражданского служащего.

2. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются гражданами, претендующими на замещение должности гражданской службы, при поступлении на гражданскую службу, а гражданскими служащими — не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются по форме, установленной Правительством Российской Федерации.

3. По решению представителя нанимателя уполномоченные им гражданские служащие осуществляют обработку общедоступной информации, размещенной претендентами на замещение должности гражданской службы и гражданскими служащими в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также проверку достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

 

Эти сведения гражданин обязан теперь предоставлять представителю нанимателя при заключении служебного контракта (новый п. 10 ч. 2 ст. 26 Закона о ГГС).

Остальные изменения в Законе о ГГС носят технический характер.

 

Изменения были внесены и в Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон о МС; Федеральный закон № 25-ФЗ), который был дополнен новой статьей, аналогичной ст. 20.2 в Законе о ГГС:

Извлечение из Федерального закона № 25-ФЗ

Статья 15.1. Представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

 

1. Сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, муниципальный служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать, представителю нанимателя представляют:

1) гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, — при поступлении на службу за три календарных года, предшествующих году поступления на муниципальную службу;

2) муниципальный служащий — ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей муниципального служащего.

2. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются гражданами, претендующими на замещение должности муниципальной службы, при поступлении на муниципальную службу, а муниципальными служащими — не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются по форме, установленной Правительством Российской Федерации.

3. По решению представителя нанимателя уполномоченные им муниципальные служащие осуществляют обработку общедоступной информации, размещенной претендентами на замещение должности муниципальной службы и муниципальными служащими в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также проверку достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

 

Соответственно были дополнены:

  • часть 1 ст. 13 Закона о МС, которая устанавливает ограничения, связанные с муниципальной службой, а именно: гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в определенных случаях, — п. 9.1, согласно которому непредставление сведений, предусмотренных новой ст. 15.1 Закона о МС также является препятствием для замещения должностей муниципальной службы;
  • часть 3 ст. 16 Закона о МС, содержащая требование при поступлении на муниципальную службу представлять определенный набор документов, — п. 10.1, предписывающим предоставлять сведения, предусмотренные ст. 15.1 Закона о МС.

Остальные изменения в Законе о МС — технического характера.

 

 

[1] Государственный орган, в котором служат государственные гражданские служащие, именуется только представителем нанимателя, поскольку нанимателем для них является Российская Федерация.

[2] Напомним, что высшее образование в России имеет три ступени: бакалавриат, специалитет и магистратура.

Журавлева И. В., консультант по трудовому праву и кадровому учету

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 8, 2016.

Отдаем журнал бесплатно!

Государственные и муниципальные служащие: серьезные изменения в некоторых правах и обязанностях

 

Вы узнаете:

  • О требованиях к образованию государственных гражданских и муниципальных служащих и информации о них в Интернете
  • Об отстранении госслужащих от должности
  • Об отпусках госслужащих
  • О пенсиях государственных и муниципальных служащих

ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ И ИНФОРФМАЦИЯ О НИХ В ИНТЕРНЕТЕ

Изучая большой пакет федеральных законов, которые были приняты в конце июня этого года, нельзя обойти вниманием Федеральный закон от 30.06.2016 № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и Федеральный закон “О муниципальной службе в Российской Федерации”» (далее — Федеральный закон № 224-ФЗ), который 01.07.2016 уже вступил в силу.

Рассмотрим практически значимые изменения, внесенные в ст. 12 Федерального закона от 27.04.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о ГГС; Федеральный закон № 79-ФЗ):

  • часть 1 ст. 12 Закона о ГГС — к обязательным требованиям (незначительно подредактированным) о соответствии кандидата на замещение должности государственной гражданской службы квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, добавлено право представителя нанимателя[1] принять решение о соответствии соискателя еще специальности, направлению подготовки;
  • часть 2 ст. 12 Закона о ГГС— к первоначальной редакции, согласно которой квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, добавлено соответствие с областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
  • часть 3 ст. 12 Закона о ГГС— если ранее к лицам, замещающим должности гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы предъявлялось требование об обязательном наличии высшего образования[2], то теперь внесено уточнение, что для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры. Однако это новое требование не применяется:
  1. во-первых, к государственным гражданским служащим, занимающим указанные должности и претендующим на эти должности, если они получили высшее профессиональное образование до 29.08.1996;
  2. во-вторых, к имеющим высшее образование уровня бакалавриата гражданским служащим, которые уже были назначены на перечисленные должности до дня вступления в силу Федерального закона № 224-ФЗ, в отношении замещаемых ими должностей гражданской службы.

Таким образом, из-за изменения требований к образованию никаких увольнений не произойдет;

  • часть 8 ст. 12 Закона о ГГС — установлено, что федеральным государственным органом по управлению государственной службой в целях оказания государственным органам методологической помощи формируется справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.

 

Кроме того, в Закон о ГГС введена новая ст. 20.2, которая регламентирует предоставление государственными гражданскими служащими и соискателями на должности государственной гражданской службы информации о себе, размещенной в Интернете:

Извлечение из Федерального закона № 79-ФЗ

Статья 20.2. Представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

 

1. Сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, гражданский служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать, представителю нанимателя представляют:

1) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, — при поступлении на службу за три календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу;

2) гражданский служащий — ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей гражданского служащего.

2. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются гражданами, претендующими на замещение должности гражданской службы, при поступлении на гражданскую службу, а гражданскими служащими — не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются по форме, установленной Правительством Российской Федерации.

3. По решению представителя нанимателя уполномоченные им гражданские служащие осуществляют обработку общедоступной информации, размещенной претендентами на замещение должности гражданской службы и гражданскими служащими в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также проверку достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

 

Эти сведения гражданин обязан теперь предоставлять представителю нанимателя при заключении служебного контракта (новый п. 10 ч. 2 ст. 26 Закона о ГГС).

Остальные изменения в Законе о ГГС носят технический характер.

 

Изменения были внесены и в Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон о МС; Федеральный закон № 25-ФЗ), который был дополнен новой статьей, аналогичной ст. 20.2 в Законе о ГГС:

Извлечение из Федерального закона № 25-ФЗ

Статья 15.1. Представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

 

1. Сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, муниципальный служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать, представителю нанимателя представляют:

1) гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, — при поступлении на службу за три календарных года, предшествующих году поступления на муниципальную службу;

2) муниципальный служащий — ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей муниципального служащего.

2. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются гражданами, претендующими на замещение должности муниципальной службы, при поступлении на муниципальную службу, а муниципальными служащими — не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются по форме, установленной Правительством Российской Федерации.

3. По решению представителя нанимателя уполномоченные им муниципальные служащие осуществляют обработку общедоступной информации, размещенной претендентами на замещение должности муниципальной службы и муниципальными служащими в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также проверку достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

 

Соответственно были дополнены:

  • часть 1 ст. 13 Закона о МС, которая устанавливает ограничения, связанные с муниципальной службой, а именно: гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в определенных случаях, — п. 9.1, согласно которому непредставление сведений, предусмотренных новой ст. 15.1 Закона о МС также является препятствием для замещения должностей муниципальной службы;
  • часть 3 ст. 16 Закона о МС, содержащая требование при поступлении на муниципальную службу представлять определенный набор документов, — п. 10.1, предписывающим предоставлять сведения, предусмотренные ст. 15.1 Закона о МС.

Остальные изменения в Законе о МС — технического характера.

 

 

[1] Государственный орган, в котором служат государственные гражданские служащие, именуется только представителем нанимателя, поскольку нанимателем для них является Российская Федерация.

[2] Напомним, что высшее образование в России имеет три ступени: бакалавриат, специалитет и магистратура.

Журавлева И. В., консультант по трудовому праву и кадровому учету

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 8, 2016.

Трудовой договор: работаем без ошибок
Многозадачность: могут ли работники делать все и сразу?
Чек-листы по основным кадровым процессам
Токсичный сотрудник
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам