Отдаем журнал бесплатно!

Страховые взносы с 01.01.2017: что нового?

 

С 01.01.2017 утрачивает силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон № 212-ФЗ)[1].

Причина — передача администрирования страховых взносов налоговым органам[2] во исполнение январского Указа Президента РФ о концентрации в «одном окне» функций по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, ФСС России, ФФОМС.

Соответственно, в Налоговый кодекс РФ внесены дополнения: введен новый раздел XI «Страховые взносы в Российской Федерации», состоящий из одной главы 34 «Страховые взносы», включающей в себя ст. с 419 по 432.

Новые положения Налогового кодекса РФ вступают в силу также с 01.01.2017, Однако принципиально новыми их назвать нельзя, поскольку по большей части в Налоговый кодекс перенесены положения Федерального закона № 212-ФЗ.

Кроме того, внесены изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»[3] и ряд других федеральных законов.

Вашему вниманию предложен обзор изменений и комментарии к некоторым положениям главы 34 НК РФ, актуальным для работодателей.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ С 2017 ГОДА

1. Официальные разъяснения по всем возникающим в связи со страховыми взносами вопросам уполномочены теперь давать Минфин России и финансовые органы субъектов и муниципальных образований (в срок до двух месяцев, который может быть продлен еще на один месяц). Все предыдущие разъяснения Минтруда России и Минздравсоцразвития России, Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда России могут применяться только с учетом новой редакции Налогового кодекса РФ.

 

2. Администрирование налоговыми органами уплаты страховых взносов означает для работодателей, что:

  • контроль за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов осуществляет налоговая инспекция;
  • отчетность также нужно сдавать в налоговую, в т. ч. за 2016 г., при этом за I–III кварталы и весь 2016 г. нужно отчитаться по правилам, установленным в Федеральном законе № 212-ФЗ;
  • соответственно, вопросы зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) сумм также нужно будет решать в УФНС России;
  • и, разумеется, все недоимки, пени и штрафы по страховым взносам тоже будет взыскивать УФНС России, в т. ч. за 2016 г. и предыдущие периоды.

3. Расчет по взносам:

  • осуществляется по единой форме, проект которой разработан ФНС России (включены сведения, которые раньше указывались в формах 4-ФСС, РСВ-1 и РСВ-2);
  • начиная с отчетности за I квартал 2017 г. расчет по форме 4-ФСС подается только в части взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а формы РСВ-1 и РСВ-2 направлять больше не нужно;
  • срок подачи расчета в УФНС России по новой форме — не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом (в т. ч. истекшим годом), а за I квартал 2017 г. отчетность следует подать не позже 2 мая;
  • предельный срок предоставления формы СЗВ-М перенесен с 10 на 15 число.

4. Установлено новое основание отказа в приеме отчетности по взносам и предусмотрен выход из положения:

  • расчет признается непредоставленным, если в едином расчете итоговая величина взносов на пенсионное страхование и сумма таких взносов по каждому работнику не равны;
  • если выявленное несоответствие устранено в течение пяти рабочих дней с даты уведомления из налоговой, то штраф наложен не будет.

5. КБК в платежных поручениях изменится ввиду изменения администратора взносов.

6. С суточных, превышающих максимальные значения, установленные ст. 217 НК РФ, нужно уплачивать страховые взносы.

7. Изменения в отношениях с Пенсионным фондом РФ:

  • не позже 1 марта года, следующего за отчетным, необходимо отчитаться перед Пенсионным фондом о стаже застрахованных лиц (за нарушение — штраф 500 руб. за каждого работника; форма отчета пока отсутствует, РСВ-1 больше не применяется);
  • невыполнение обязанности по предоставлению сведений персонифицированного учета в электронном виде карается штрафом в 1000 руб.;
  • срок давности привлечения Пенсионным фондом работодателей к ответственности составляет не более трех лет с момента (даты), когда Фонду стало известно о нарушении.
 

[1] В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование”» (далее — Федеральный закон № 250-ФЗ). Вступает в силу с 01.01.2017.

[2] Изменения в Налоговый кодекс РФ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Вступает в силу с 01.01.2017.

[3] Изменения внесены Федеральным законом № 250-ФЗ.

Жупавлева И. В., консультант по трудовому праву и кадровому учету

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 12, 2016.

Отдаем журнал бесплатно!

Страховые взносы с 01.01.2017: что нового?

 

С 01.01.2017 утрачивает силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон № 212-ФЗ)[1].

Причина — передача администрирования страховых взносов налоговым органам[2] во исполнение январского Указа Президента РФ о концентрации в «одном окне» функций по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, ФСС России, ФФОМС.

Соответственно, в Налоговый кодекс РФ внесены дополнения: введен новый раздел XI «Страховые взносы в Российской Федерации», состоящий из одной главы 34 «Страховые взносы», включающей в себя ст. с 419 по 432.

Новые положения Налогового кодекса РФ вступают в силу также с 01.01.2017, Однако принципиально новыми их назвать нельзя, поскольку по большей части в Налоговый кодекс перенесены положения Федерального закона № 212-ФЗ.

Кроме того, внесены изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»[3] и ряд других федеральных законов.

Вашему вниманию предложен обзор изменений и комментарии к некоторым положениям главы 34 НК РФ, актуальным для работодателей.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ С 2017 ГОДА

1. Официальные разъяснения по всем возникающим в связи со страховыми взносами вопросам уполномочены теперь давать Минфин России и финансовые органы субъектов и муниципальных образований (в срок до двух месяцев, который может быть продлен еще на один месяц). Все предыдущие разъяснения Минтруда России и Минздравсоцразвития России, Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда России могут применяться только с учетом новой редакции Налогового кодекса РФ.

 

2. Администрирование налоговыми органами уплаты страховых взносов означает для работодателей, что:

  • контроль за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов осуществляет налоговая инспекция;
  • отчетность также нужно сдавать в налоговую, в т. ч. за 2016 г., при этом за I–III кварталы и весь 2016 г. нужно отчитаться по правилам, установленным в Федеральном законе № 212-ФЗ;
  • соответственно, вопросы зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) сумм также нужно будет решать в УФНС России;
  • и, разумеется, все недоимки, пени и штрафы по страховым взносам тоже будет взыскивать УФНС России, в т. ч. за 2016 г. и предыдущие периоды.

3. Расчет по взносам:

  • осуществляется по единой форме, проект которой разработан ФНС России (включены сведения, которые раньше указывались в формах 4-ФСС, РСВ-1 и РСВ-2);
  • начиная с отчетности за I квартал 2017 г. расчет по форме 4-ФСС подается только в части взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а формы РСВ-1 и РСВ-2 направлять больше не нужно;
  • срок подачи расчета в УФНС России по новой форме — не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом (в т. ч. истекшим годом), а за I квартал 2017 г. отчетность следует подать не позже 2 мая;
  • предельный срок предоставления формы СЗВ-М перенесен с 10 на 15 число.

4. Установлено новое основание отказа в приеме отчетности по взносам и предусмотрен выход из положения:

  • расчет признается непредоставленным, если в едином расчете итоговая величина взносов на пенсионное страхование и сумма таких взносов по каждому работнику не равны;
  • если выявленное несоответствие устранено в течение пяти рабочих дней с даты уведомления из налоговой, то штраф наложен не будет.

5. КБК в платежных поручениях изменится ввиду изменения администратора взносов.

6. С суточных, превышающих максимальные значения, установленные ст. 217 НК РФ, нужно уплачивать страховые взносы.

7. Изменения в отношениях с Пенсионным фондом РФ:

  • не позже 1 марта года, следующего за отчетным, необходимо отчитаться перед Пенсионным фондом о стаже застрахованных лиц (за нарушение — штраф 500 руб. за каждого работника; форма отчета пока отсутствует, РСВ-1 больше не применяется);
  • невыполнение обязанности по предоставлению сведений персонифицированного учета в электронном виде карается штрафом в 1000 руб.;
  • срок давности привлечения Пенсионным фондом работодателей к ответственности составляет не более трех лет с момента (даты), когда Фонду стало известно о нарушении.
 

[1] В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование”» (далее — Федеральный закон № 250-ФЗ). Вступает в силу с 01.01.2017.

[2] Изменения в Налоговый кодекс РФ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Вступает в силу с 01.01.2017.

[3] Изменения внесены Федеральным законом № 250-ФЗ.

Жупавлева И. В., консультант по трудовому праву и кадровому учету

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 12, 2016.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам