Отдаем журнал бесплатно!

Специальная оценка вместо аттестации рабочих мест

В СМИ появилась информация о том, что со следующего года отменяется обязательная аттестация рабочих мест по условиям труда. Действительно ли это так?

Минтрудом России разработаны проект федерального закона № 337970-6 «О специальной оценке условий труда» и проект федерального закона № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”».

Согласно законопроекту с 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест по условиям труда все без исключения работодатели должны будут проводить специальную оценку условий труда. 

О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

СЛОВАРЬ

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс последовательно выполняемых процедур по идентификации вредностей (опасностей) и оценке уровня воздействия выявленных вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на организм работника с учетом эффективности средств индивидуальной защиты (п. 1 ст. 3 проекта федерального закона «О специальной оценке условий труда»).

Специальная оценка включает в себя идентификацию вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценку уровня их воздействия на организм работника.

Периодичность проведения специальной оценки будет аналогична периодичности аттестации рабочих мест — по общему правилу не реже одного раза в пять лет [1].

Результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест по условиям труда будут действительны до окончания их срока действия, но не позднее 31 декабря 2018 г. [2]

Результаты специальной оценки условий труда будут применяться в целях [3]:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и компенсациях, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • подготовки перечня профессий и должностей и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным медицинским осмотрам при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам;
  • установления работникам сокращенной продолжительности рабочего времени, и (или) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, и (или) повышенной оплаты труда, а также иных предусмотренных трудовым законодательством гарантий;
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • подготовки статистической отчетности об условиях труда;
  • оценки состояния здоровья работников для решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание и при установлении диагноза профессионального заболевания;
  • рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда;
  • определения объемов санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников с учетом государственных нормативных требований охраны труда;
  • принятия решения об ограничении труда для отдельных категорий работников;
  • обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • оценки уровня профессиональных рисков (с учетом травмоопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты) в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

Кроме того, ст. 9 проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» вводится административная ответственность за нарушение требования о проведении специальной оценки условий труда.

Планируется разделить общую ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) об ответственности за нарушение трудового законодательства и законодательства об охране труда на две статьи:

  • ст. 5.27 КоАП РФ будет устанавливать административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • ст. 5.27.1 КоАП РФ — административную ответственность за нарушение законодательства об охране труда и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее непроведение будут предусмотрены следующие меры ответственности:

  • для должностных лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.;
  • для организаций — наложение административного штрафа в размере от 60 000 до 80 000 руб.

Новая ст. 14.52 КоАП РФ будет предусматривать административную ответственность организации и эксперта, проводивших специальную оценку условий труда, за нарушение законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда организацией.

Также рассматриваемым проектом федерального закона планируется внести изменения в Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и другие федеральные законы.

КОГДА ЖДАТЬ ИЗМЕНЕНИЙ?

Таким образом, отмена проведения аттестации рабочих мест по условиям труда только планируется.

Однако если проект федерального закона «О специальной оценке условий труда» и проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» будут приняты Государственной Думой, одобрены Советом Федерации, подписаны Президентом РФ и официально опубликованы, то со следующего года аттестация рабочих мест по условиям труда будет заменена на специальную оценку условий труда.



[1] Часть 4 ст. 8 проекта федерального закона «О специальной оценке условий труда».

[2] Часть 2 ст. 28 проекта федерального закона «О специальной оценке условий труда».

[3] Статья 7 проекта федерального закона «О специальной оценке условий труда».

 

И. Г. Умяров, юрист

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 11, 2013.

Отдаем журнал бесплатно!

Специальная оценка вместо аттестации рабочих мест

В СМИ появилась информация о том, что со следующего года отменяется обязательная аттестация рабочих мест по условиям труда. Действительно ли это так?

Минтрудом России разработаны проект федерального закона № 337970-6 «О специальной оценке условий труда» и проект федерального закона № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”».

Согласно законопроекту с 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест по условиям труда все без исключения работодатели должны будут проводить специальную оценку условий труда. 

О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

СЛОВАРЬ

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс последовательно выполняемых процедур по идентификации вредностей (опасностей) и оценке уровня воздействия выявленных вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на организм работника с учетом эффективности средств индивидуальной защиты (п. 1 ст. 3 проекта федерального закона «О специальной оценке условий труда»).

Специальная оценка включает в себя идентификацию вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценку уровня их воздействия на организм работника.

Периодичность проведения специальной оценки будет аналогична периодичности аттестации рабочих мест — по общему правилу не реже одного раза в пять лет [1].

Результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест по условиям труда будут действительны до окончания их срока действия, но не позднее 31 декабря 2018 г. [2]

Результаты специальной оценки условий труда будут применяться в целях [3]:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и компенсациях, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • подготовки перечня профессий и должностей и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным медицинским осмотрам при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам;
  • установления работникам сокращенной продолжительности рабочего времени, и (или) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, и (или) повышенной оплаты труда, а также иных предусмотренных трудовым законодательством гарантий;
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • подготовки статистической отчетности об условиях труда;
  • оценки состояния здоровья работников для решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание и при установлении диагноза профессионального заболевания;
  • рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда;
  • определения объемов санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников с учетом государственных нормативных требований охраны труда;
  • принятия решения об ограничении труда для отдельных категорий работников;
  • обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • оценки уровня профессиональных рисков (с учетом травмоопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты) в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

Кроме того, ст. 9 проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» вводится административная ответственность за нарушение требования о проведении специальной оценки условий труда.

Планируется разделить общую ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) об ответственности за нарушение трудового законодательства и законодательства об охране труда на две статьи:

  • ст. 5.27 КоАП РФ будет устанавливать административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • ст. 5.27.1 КоАП РФ — административную ответственность за нарушение законодательства об охране труда и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее непроведение будут предусмотрены следующие меры ответственности:

  • для должностных лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.;
  • для организаций — наложение административного штрафа в размере от 60 000 до 80 000 руб.

Новая ст. 14.52 КоАП РФ будет предусматривать административную ответственность организации и эксперта, проводивших специальную оценку условий труда, за нарушение законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда организацией.

Также рассматриваемым проектом федерального закона планируется внести изменения в Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и другие федеральные законы.

КОГДА ЖДАТЬ ИЗМЕНЕНИЙ?

Таким образом, отмена проведения аттестации рабочих мест по условиям труда только планируется.

Однако если проект федерального закона «О специальной оценке условий труда» и проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» будут приняты Государственной Думой, одобрены Советом Федерации, подписаны Президентом РФ и официально опубликованы, то со следующего года аттестация рабочих мест по условиям труда будет заменена на специальную оценку условий труда.



[1] Часть 4 ст. 8 проекта федерального закона «О специальной оценке условий труда».

[2] Часть 2 ст. 28 проекта федерального закона «О специальной оценке условий труда».

[3] Статья 7 проекта федерального закона «О специальной оценке условий труда».

 

И. Г. Умяров, юрист

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 11, 2013.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам