Отдаем журнал бесплатно!

Что делать, если эксперт требует то, что выполнить невозможно?

С такой проблемой сталкивался в своей профессиональной деятельности каждый эколог. Порой требования экспертов абсурдны и кажется, что выхода из сложившейся ситуации нет. Однако вопросы из разряда, казалось бы, нерешаемых могут иметь решения, просто на их поиск придется потратить больше времени, сил и денег, чем обычно. Об одной из таких проблем и ее решении мы расскажем в настоящей статье. Речь идет об установлении санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ).

Ключевые вопросы: санитарно-защитная зона, СЗЗ, промышленная площадка, экспертиза, источник воздействия

В качестве конкретного примера обратимся к требованию об установлении СЗЗ для котельной. Так, согласно п. 7.1.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»[1] (в ред. от 25.04.2014; далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) для котельных тепловой мощностью менее 200 Гкал, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, размер СЗЗ устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений.

Казалось бы, какие здесь могут быть проблемы? Не тут-то было. Они возникли еще на стадии экспертизы материалов проекта СЗЗ. Отметим, что в случае проектирования газовых котельных мощностью менее 200 Гкал возникновение трудностей, касающихся соответствия нормам ПДК (ПДУ), — явление редкое. Так вот, вопрос касался необходимости выделения отдельного земельного участка под размещение котельной, от границ (или по границам) которого будет установлена СЗЗ. Если бы объектом проектирования была только котельная, под которую выделен участок, вопросов бы не было, но в нашей ситуации котельная строилась не сама по себе, а для нужд отопления малоэтажных многоквартирных жилых домов. Жилые дома и котельная должны были размещаться на одном земельном участке, при этом собственник земельного участка не хотел или не мог «разбивать» его на части.

Таким образом, работы по проектированию всей жилой застройки были приостановлены до получения ответа на вопрос: «Как нам быть, ведь при экспертизе проектной документации потребуется представить документы от Роспотребнадзора о размере расчетной СЗЗ?»

Следует отметить, что в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 отсутствует прямое указание на необходимость выделения отдельного земельного участка для установления СЗЗ:

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
3.3. Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке[2], далее — промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении.
[…]

По сути, в приведенном пункте лишь дано определение понятия «промышленная площадка». Однако, руководствуясь этим пунктом, эксперты требуют представить правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположены источники воздействия и от границ которого будет установлена СЗЗ. Соответственно, объект должен располагаться на отдельном земельном участке.

Такой подход абсолютно неприменим в случаях, когда в границах выделенного земельного участка проектируются как жилые, так и производственные объекты недвижимости. С предложением установить СЗЗ от источника воздействия эксперт не согласился. Причиной этого, скорее всего, является отсутствие распространенной практики установления СЗЗ от источников воздействия. Именно такой прецедент нам и потребовалось создать.

Для того чтобы облегчить работу эксперту и ускорить процесс принятия решения, мы направили запрос в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области с просьбой пояснить, можем ли мы установить СЗЗ от источника воздействия, на что получили следующий ответ:

Фрагмент письма Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 14.05.2015 № 01-01-15-09-05/9351

[…]

В соответствии с п. 3.4 СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в зависимости от характеристики выбросов для промышленного объекта и производства, по которым ведущим для установления санитарно-защитной зоны фактором является химическое загрязнение атмосферного воздуха, размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы промплощадки и/или от источника выбросов загрязняющих веществ.

От границы территории промплощадки:

– от организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования на открытых площадках;

– в случае организации производства с источниками, рассредоточенными по территории промплощадки;

– при наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты.

От источников выбросов:

при наличии высоких, средних источников нагретых выбросов.

Таким образом, при размещении на земельном участке только котельной санитарно-защитная зона будет устанавливаться от источника выбросов[3].

При условии нахождения других объектов, кроме котельной, размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы территории промплощадки.

Таким образом, эксперту пришлось отказаться от своих требований.

Как мы видим, не всегда требование эксперта является абсолютно правильным. Если приложить усилия и разобраться в сути вопроса, решение обязательно будет найдено.

 

[1] Подробнее о разработке данного документа см.:

– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: история, проблемы и перспективы // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 6–8;

– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: анализируем изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 10–21;

– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: последствия изменений и экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 6. С. 7–11;

– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: изменения № 4 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 7. С. 10–12;

– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 8. С. 21–28;

– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: страсти по СанПиН // Справочник эколога. 2015. № 1. С. 15–18 (прим. редакции).

[2] Выделено автором.

[3] Выделено автором.

О.Б. Зайцев, директор ООО «ЭкологияРазвитияБизнеса», член НП «Уральская ассоциация экологически ответственных предприятий»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 7, 2015.

Отдаем журнал бесплатно!

Что делать, если эксперт требует то, что выполнить невозможно?

С такой проблемой сталкивался в своей профессиональной деятельности каждый эколог. Порой требования экспертов абсурдны и кажется, что выхода из сложившейся ситуации нет. Однако вопросы из разряда, казалось бы, нерешаемых могут иметь решения, просто на их поиск придется потратить больше времени, сил и денег, чем обычно. Об одной из таких проблем и ее решении мы расскажем в настоящей статье. Речь идет об установлении санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ).

Ключевые вопросы: санитарно-защитная зона, СЗЗ, промышленная площадка, экспертиза, источник воздействия

В качестве конкретного примера обратимся к требованию об установлении СЗЗ для котельной. Так, согласно п. 7.1.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»[1] (в ред. от 25.04.2014; далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) для котельных тепловой мощностью менее 200 Гкал, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, размер СЗЗ устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений.

Казалось бы, какие здесь могут быть проблемы? Не тут-то было. Они возникли еще на стадии экспертизы материалов проекта СЗЗ. Отметим, что в случае проектирования газовых котельных мощностью менее 200 Гкал возникновение трудностей, касающихся соответствия нормам ПДК (ПДУ), — явление редкое. Так вот, вопрос касался необходимости выделения отдельного земельного участка под размещение котельной, от границ (или по границам) которого будет установлена СЗЗ. Если бы объектом проектирования была только котельная, под которую выделен участок, вопросов бы не было, но в нашей ситуации котельная строилась не сама по себе, а для нужд отопления малоэтажных многоквартирных жилых домов. Жилые дома и котельная должны были размещаться на одном земельном участке, при этом собственник земельного участка не хотел или не мог «разбивать» его на части.

Таким образом, работы по проектированию всей жилой застройки были приостановлены до получения ответа на вопрос: «Как нам быть, ведь при экспертизе проектной документации потребуется представить документы от Роспотребнадзора о размере расчетной СЗЗ?»

Следует отметить, что в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 отсутствует прямое указание на необходимость выделения отдельного земельного участка для установления СЗЗ:

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
3.3. Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке[2], далее — промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении.
[…]

По сути, в приведенном пункте лишь дано определение понятия «промышленная площадка». Однако, руководствуясь этим пунктом, эксперты требуют представить правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположены источники воздействия и от границ которого будет установлена СЗЗ. Соответственно, объект должен располагаться на отдельном земельном участке.

Такой подход абсолютно неприменим в случаях, когда в границах выделенного земельного участка проектируются как жилые, так и производственные объекты недвижимости. С предложением установить СЗЗ от источника воздействия эксперт не согласился. Причиной этого, скорее всего, является отсутствие распространенной практики установления СЗЗ от источников воздействия. Именно такой прецедент нам и потребовалось создать.

Для того чтобы облегчить работу эксперту и ускорить процесс принятия решения, мы направили запрос в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области с просьбой пояснить, можем ли мы установить СЗЗ от источника воздействия, на что получили следующий ответ:

Фрагмент письма Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 14.05.2015 № 01-01-15-09-05/9351

[…]

В соответствии с п. 3.4 СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в зависимости от характеристики выбросов для промышленного объекта и производства, по которым ведущим для установления санитарно-защитной зоны фактором является химическое загрязнение атмосферного воздуха, размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы промплощадки и/или от источника выбросов загрязняющих веществ.

От границы территории промплощадки:

– от организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования на открытых площадках;

– в случае организации производства с источниками, рассредоточенными по территории промплощадки;

– при наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты.

От источников выбросов:

при наличии высоких, средних источников нагретых выбросов.

Таким образом, при размещении на земельном участке только котельной санитарно-защитная зона будет устанавливаться от источника выбросов[3].

При условии нахождения других объектов, кроме котельной, размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы территории промплощадки.

Таким образом, эксперту пришлось отказаться от своих требований.

Как мы видим, не всегда требование эксперта является абсолютно правильным. Если приложить усилия и разобраться в сути вопроса, решение обязательно будет найдено.

 

[1] Подробнее о разработке данного документа см.:

– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: история, проблемы и перспективы // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 6–8;

– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: анализируем изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 10–21;

– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: последствия изменений и экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 6. С. 7–11;

– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: изменения № 4 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 7. С. 10–12;

– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 8. С. 21–28;

– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: страсти по СанПиН // Справочник эколога. 2015. № 1. С. 15–18 (прим. редакции).

[2] Выделено автором.

[3] Выделено автором.

О.Б. Зайцев, директор ООО «ЭкологияРазвитияБизнеса», член НП «Уральская ассоциация экологически ответственных предприятий»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 7, 2015.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам