Отдаем журнал бесплатно!

Правила эксплуатации установок очистки газа: проект Приказа Минприроды России

В процессе своей деятельности каждый эколог сталкивается с понятием «газоочистная установка» (далее — ГОУ). Что представляет собой ГОУ? Какие требования предъявляются к ее эксплуатации? Чтобы найти ответы на эти вопросы, обратимся в первую очередь к Федеральному закону от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ):

 

Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ

Статья 1. Основные понятия

[…]
установка очистки газа[1] — сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности

[…]
7. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
[…]

Статья 16.1. Требования охраны атмосферного воздуха при эксплуатации установок очистки газа

1. Эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. В случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

Статья 21. Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников

1. Государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
[…]

Статья 30. Обязанности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники и передвижные источники

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:
[…]
соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования;
[…]

 

Таким образом, эксплуатация ГОУ должна осуществляться в соответствии с правилами эксплуатации ГОУ, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно подп. 5.2.54 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219 (в ред. от 25.12.2015), правила эксплуатации ГОУ утверждает Минприроды России. В целях реализации данного положения Минприроды России совместно с Росприроднадзором был разработан проект Приказа Минприроды России «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа»[2] (далее — Проект).

 

Перед тем как перейти к анализу Проекта, отметим, что в настоящее время предприятиям и организациям приходится руководствоваться действующими еще с советских времен Правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными Минхиммашем СССР 28.11.1983 (далее — Правила). К сожалению, Правила безнадежно устарели и нуждаются в доработке. Так, например, Государственная инспекция по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок Минхимнефтемаша СССР (далее — Госинспекция газоочистки), в которой согласно Правилам должны быть зарегистрированы все ГОУ, уже давно упразднена.

 

КСТАТИ

В 1999 г. был разработан проект Правил эксплуатации установок очистки газа (ПЭУ-99), призванный заменить устаревшие Правила, но он так и не был утвержден.

 

А теперь приступим к изучению Проекта. Первое, что сразу бросается в глаза, — это его объем: Проект намного меньше в сравнении с Правилами. За счет чего? Дело в том, что в Проекте, в отличие от Правил, не приводятся форма паспорта ГОУ, классификация ГОУ и подробные требования к их эксплуатации в зависимости от метода очистки газа (см. разд. 5–10 Правил):

 

Извлечение
из Проекта

[…]
1.4. Классификация и характеристики ГОУ приводятся в информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям «Очистка выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве продукции (товаров), а также при проведении работ и оказании услуг на крупных предприятиях», размещаемом на официальном интернет-портале Бюро НДТ в разделе «Документы» (http://burondt.ru/informacziya/dokumentyi/).
[…]

 

При этом упомянутый в извлечении справочник по наилучшим доступным технологиям[3] находится в стадии разработки[4] и на сайте пока отсутствует. Скорее всего, до размещения данного справочника на официальном интернет-портале Бюро НДТ будет действовать предусмотренная Правилами классификация ГОУ, а именно:

 

Извлечение
из Правил

[…]
2.3. […]
Группы аппаратов по методам очистки газа:
а) первая группа (С) — сухие механические пылеуловители (гравитационные, сухие инерционные и ротационные);
б) вторая группа (М) — мокрые пылеуловители (инерционные, пенные, конденсационные), скрубберы (механические, ударно-инерционные, полые, насадочные, центробежные), скрубберы Вентури и т.п.;
в) третья группа (Ф) — промышленные фильтры (рукавные, волокнистые, карманные, зернистые, с регенерацией импульсной обратной продувкой, ультразвуком, с механическим и вибровстряхиванием и т.п.);
г) четвертая группа (Э) — электрические пылеуловители (сухие, мокрые электрофильтры и т.п.);
д) пятая группа (Х) — аппараты сорбционной (химической) очистки газа от газообразных примесей (адсорберы, абсорберы и т.п.);
е) шестая группа (Т) — аппараты термической и термокаталитической очистки газа от газообразных примесей (печи сжигания, каталитические реакторы и т.п.);
ж) седьмая группа (Д) — аппараты других методов очистки.
[…]

 

Проект, как и Правила, не распространяется на ГОУ от транспортных средств и установки очистки выбросов от радиоактивных веществ или микроорганизмов (п. 1.1 Правил и п. 1.3 Проекта). Кроме того, Проект не распространяется на ГОУ, являющиеся неотъемлемой частью технологического оборудования, и ГОУ, расположенные внутри производственных помещений и не осуществляющие выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.

Что касается значения термина «ГОУ», то в Правилах и Проекте приводятся следующие определения:

 

 

Таким образом, в определении, приведенном в Проекте, акцентируется внимание на достижении нормативов допустимого воздействия на атмосферный воздух, а не на безвредном состоянии загрязняющих веществ (согласитесь, довольно расплывчатое понятие). Также отметим, что согласно п. 2.2 Проекта работа ГОУ должна обеспечивать соблюдение нормативов допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух технологического оборудования (установки) и объекта в целом.

В Проекте актуализирована информация о том, кто должен контролировать соблюдение требований данного документа. Так, согласно п. 1.5 Проекта проверка соблюдения его требований осуществляется хозяйствующими субъектами в рамках производственного экологического контроля[5] и органами государственной власти при осуществлении государственного экологического надзора[6] согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. В Правилах же (п. 1.1) предусмотрено, что контроль за их соблюдением осуществляется региональными Госинспекциями газоочистки, которые, как мы уже отметили ранее, давно упразднены.

Как и в Правилах, в Проекте содержатся требования к инструкции по эксплуатации ГОУ:

 

 

Как видим, требования к инструкции по эксплуатации ГОУ, приведенные в Проекте, в целом остались прежними, только некоторые из них были расширены и переформулированы с учетом требований действующего законодательства. Также из перечня требований исключены схема устройства и управления ГОУ и схема размещения точек для измерения параметров работы ГОУ, т.к. данная информация приводится в паспорте ГОУ. Обратите внимание, что согласно Проекту инструкция по эксплуатации ГОУ должна содержать и требования к квалификации работников, обслуживающих ГОУ.

 

КСТАТИ

Согласно пп. 2.9 и 2.10 Проекта хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ГОУ, должен определить (т.е. назначить приказом) должностное лицо, ответственное за обслуживание, контроль ГОУ и ведение соответствующей учетно-отчетной документации, а для работников, занятых эксплуатацией, обслуживанием, ремонтом и (или) контролем работы ГОУ, должны быть утверждены должностные инструкции и организована регулярная техническая учеба.

 

Общие требования к эксплуатации ГОУ (разд. 3 Правил) претерпели в Проекте изменения. Так, было исключено требование об обязательной государственной регистрации ГОУ (п. 3.4 Правил) и, соответственно, не нашел отражения в Проекте разд. 11 «Регистрация установок очистки газа» Правил.

Отметим, что в настоящее время регистрация ГОУ производится в территориальных органах Росприроднадзора (вместо указанных в Правилах Госинспекций газоочистки), причем для регистрации нужны паспорт ГОУ и акт приемки оборудования (п. 11.3 Правил), а для регистрации уже эксплуатируемой ГОУ — акт, характеризующий состояние ГОУ, и график работ по устранению имеющихся недостатков. Регистрация ГОУ должна быть отражена в паспорте ГОУ, а регистрационный номер ГОУ должен быть нанесен на корпус установки (пп. 11.4 и 11.5 Правил). Таким образом, на сегодняшний день регистрационный номер присваивается ГОУ в процессе ее регистрации в территориальном органе Росприроднадзора.

Согласно п. 2.8 Проекта регистрационный номер присваивается ГОУ при внесении ее в реестр ГОУ, который должен вестись на производственном объекте в целом или на его отдельной территории работником, ответственным за ведение реестра ГОУ. Регистрационный номер наносится на корпус ГОУ и указывается в паспорте ГОУ. Таким образом, в Проекте изменен источник «получения» регистрационного номера ГОУ: он присваивается не Росприроднадзором, а хозяйствующим субъектом.

 

К СВЕДЕНИЮ

В соответствии с п. 2.8 Проекта в реестр ГОУ вносятся сведения обо всех работах, проводимых на ГОУ (технических осмотрах, проверках работы, ремонтах, модернизации), а также о неисправностях, остановках, выводе из эксплуатации или ликвидации со ссылкой на подтверждающие документы. Как видим, предусмотренная п. 3.3 Правил абстрактная «документация, содержащая основные показатели, характеризующие режим работы установки (отклонения от оптимального режима, обнаруженные неисправности, случаи отклонения отдельных агрегатов или выход из строя всей установки и т.д.)» в Проекте заменена вполне конкретным «реестром ГОУ».

 

Исключение из Проекта требования о регистрации ГОУ не означает, что ГОУ не нужно будет ставить на государственный учет. Напоминаем, что согласно ст. 21 Федерального закона № 96-ФЗ государственный учет ГОУ ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды[7]. Согласно подп. 5.5.10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (в ред. от 25.12.2015), федеральный государственный реестр объектов, оказывающих НВОС и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, ведет Росприроднадзор. Получается, что государственный учет ГОУ, скорее всего, будут осуществлять территориальные органы Росприроднадзора.

Проектом и Правилами предусмотрено, что ГОУ должна включаться одновременно с пуском (включением) технологического оборудования (установки), действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов технологического оборудования (установки) в период его работы в соответствии с проектными (паспортными) показателями или показателями, уточненными в ходе пусконаладочных работ[8] (п. 3.1 Правил и п. 2.1 Проекта). В случае если ГОУ отсутствует, отключена или не обеспечивает проектной очистки и (или) обезвреживания выбросов, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещается[9] (п. 3.7 Правил и п. 2.3 Проекта).

Согласно п. 3.7 Правил при каждом случае отключения ГОУ при работающем технологическом оборудовании руководство предприятия, учреждения и организации обязано оповещать региональную Госинспекцию газоочистки и органы Госинспекции по охране атмосферного воздуха, получить согласованное разрешение на выброс, представив технические решения по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу. В Проекте данное требование трансформировалось и стало менее строгим:

 

Извлечение
из Проекта

[…]
2.4. Если ненадлежащая работа ГОУ или ее отключение при работающем технологическом оборудовании привели к аварийным выбросам[10], хозяйствующие субъекты, которые эксплуатируют данную установку, обязаны незамедлительно передать информацию в органы государственной власти, осуществляющие государственный экологический надзор в соответствии с законодательством в области охраны атмосферного воздуха.
[…]

 

Пунктом 3.8 Правил и п. 2.5 Проекта предусмотрено, что увеличение производительности технологического оборудования без соответствующего наращивания мощности (модернизации, реконструкции) ГОУ, используемой для очистки и (или) обезвреживания выбросов этого оборудования, запрещается. Согласно п. 1.4 Правил изменение конструкции или модернизация ГОУ без согласования с организацией — разработчиком проекта ГОУ запрещается, а в соответствии с п. 2.5 Проекта реконструкция (модернизация) технологического оборудования с сопутствующей модернизацией (реконструкцией) ГОУ допускается только на основании проекта, утвержденного в установленном порядке в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности.

 

К СВЕДЕНИЮ

На основании п. 11.7 Правил регистрация ГОУ после реконструкции (модернизации) осуществляется в установленном Правилами порядке с сохранением регистрационного номера. Поскольку согласно Проекту так называемая регистрация ГОУ проходит на предприятии путем внесения ее в реестр ГОУ без участия территориальных органов Росприроднадзора, никакая повторная регистрация ГОУ после реконструкции (модернизации) в соответствии с Проектом не требуется.

 

В предусмотренный Проектом перечень требований к эксплуатации ГОУ в сравнении с Правилами добавлено давно ставшее обязательным на практике требование об оборудовании ГОУ специальными местами отбора проб и приборами (оборудованием) для измерения параметров отходящих газов (расход, концентрации вредных (загрязняющих) веществ, температура, влажность, давление и др.), необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ (п. 2.6). Как следствие отсутствия подобного требования в Правилах, на многих ГОУ советских времен места пробоотбора не предусмотрены, что создает большие трудности при осуществлении производственного контроля и инвентаризации выбросов.В Проекте также нашло отражение законодательное изменение, которое вступит в силу только 01.01.2018 (!):

 

Извлечение
из Проекта

[…]
2.7. На объектах, относящихся к I категории по степени негативного воздействия на окружающую среду, ГОУ, включенные в перечень стационарных источников, установленный Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» […], должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета[11] объема или массы выбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
[…]

 

Напомним, что согласно п. 9 (вступит в силу 01.01.2018) ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

 

КСТАТИ

Минприроды России разработан проект Постановления Правительства РФ «Об определении перечня стационарных источников и перечня вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих контролю посредством автоматических средств измерения и учета объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, концентрации вредных (загрязняющих) веществ в таких выбросах»[12].

 

Специальные требования к эксплуатации ГОУ, предназначенных для очистки газа с высоким содержанием горючих (взрывоопасных) компонентов, токсичных примесей и химически агрессивными или абразивными компонентами (см. пп. 3.9–3.11 Правил), не были перенесены в Проект, поскольку, как мы помним, подробные требования к эксплуатации ГОУ в зависимости от метода очистки газа будут приведены в упомянутом нами ранее справочнике по НДТ.

Требования к проведению технических осмотров и проверок показателей работы ГОУ, приведенные в разд. 3 Правил, и требования к ремонту ГОУ из разд. 4 Правил собраны в разд. 5 «Плановые и внеплановые работы на ГОУ» Проекта.

Сравним положения Правил и Проекта, которые касаются проведения технических осмотров ГОУ (выделено автором):

 

 

Как видим, частота проведения технических осмотров осталась прежней — не реже 2 раз в год (или не реже 1 раза в полугодие). Также в Проекте (абз. 10 п. 3.3), как и в Правилах, есть указание на то, что по результатам осмотра должен быть составлен акт, который прилагается к паспорту ГОУ. Кроме того, в соответствии с Проектом сведения о проведении техосмотра должны быть дополнительно занесены непосредственно в паспорт ГОУ (такого требования в Правилах нет).

Перейдем к положениям, касающимся проведения проверки показателей работы ГОУ (выделено автором):

 

 

Таким образом, Проектом предусматривается другая частота проведения проверок — не реже 2 раз в год (вместо 1 раза в год) независимо от того, содержат ли выбросы токсичные примеси. Как и сейчас, проведение дополнительной проверки требуется при изменении режима работы технологического оборудования (однако отметим, что в Проекте нет указания на необходимость проведения проверки после строительства, капитального ремонта или реконструкции ГОУ). В Проекте подчеркивается, что проверка осуществляется при эксплуатации технологического оборудования в режиме максимальной производительности (такого замечания в Правилах нет). Как и Правила, Проект содержит требование об оформлении акта по результатам проведения проверки (абз. 10 п. 3.3), который необходимо приложить к паспорту ГОУ, и занесении результатов проверки в паспорт ГОУ.

И Правила (пп. 3.5 и 3.6), и Проект (п. 5.2) содержат положение о том, что если при проведении технического осмотра или проверки показателей работы ГОУ были обнаружены неисправности или отклонения фактических показателей работы ГОУ от проектных, то должны быть реализованы мероприятия по их устранению (наладка, реконструкция или замена ГОУ). Причем согласно Проекту по результатам проведения мероприятий должен быть составлен акт (такого требования в Правилах нет), а в соответствии с Правилами (см. разд. 6 паспорта ГОУ) и Проектом сведения о проведении мероприятий должны быть занесены в паспорт ГОУ:

 

 

Теперь обратимся к положениям Правил и Проекта о проведении ремонтов ГОУ:

 

 

В обоих приведенных документах указано, что ремонт ГОУ должен проводиться при отключении технологического оборудования. В то же время Проектом дополнительно предусмотрено, что после проведения ремонтных работ осуществляется пуско-наладка ГОУ (что само собой разумеется). Также в Проекте устанавливается частота проведения планово-предупредительного ремонта ГОУ — не реже 1 раза в год — и указывается на необходимость проведения ремонта при возникновении аварийных ситуаций. В Правилах же дается лишь ссылка на график ППР (планово-предупредительного ремонта). Согласно Правилам (точнее, разд. 6 паспорта ГОУ) и Проекту сведения о результатах проведения ремонта должны быть занесены в паспорт ГОУ, при этом в Проекте дополнительно отмечается, что к паспорту ГОУ должен быть приложен акт о проведении ремонта.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В соответствии с пп. 2.9 и 5.1 Проекта хозяйствующий субъект должен разработать специальный документ — план-график технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта. Таким образом, вместо графика ППР, предусмотренного Правилами, Проект предполагает разработку общего плана-графика, где должны быть отражены технические осмотры, проверки показателей работы ГОУ и ремонтные работы.

 

От требований к эксплуатации ГОУ перейдем к не менее важному вопросу — паспорту ГОУ. Как мы знаем, Правила содержат форму паспорта ГОУ (приложение 1 к Правилам) и инструкцию по ее заполнению (приложение 2 к Правилам). В Проекте же даются лишь рекомендации по заполнению паспорта ГОУ, но самой формы паспорта нет.

Приведем форму паспорта ГОУ, которая предусмотрена Правилами.

 

 

Конечно, отдельные фрагменты приведенной формы уже давно не соответствуют действительности (как мы помним, никаких региональных Госинспекций газоочистки нет и в помине), поэтому сегодня разработчики паспортов ГОУ «модернизируют» форму паспорта в угоду требованиям времени и инспекторов Росприроднадзора.

В Проекте к содержанию паспорта ГОУ предъявляются следующие требования (полужирным шрифтом выделены сведения, которых нет в приведенной выше форме паспорта):

 

Извлечение
из Проекта

[…]
3.3. Паспорт ГОУ содержит:
регистрационный номер ГОУ[13];
сведения о ГОУ, в том числе наименование (тип) и назначение, разработчик проекта, дата начала эксплуатации;
сведения о хозяйствующем субъекте;
сведения о должностном лице, ответственном за эксплуатацию ГОУ;
схемы устройства ГОУ и наиболее важных узлов (блоков), входящих в состав установки;
технические характеристики ГОУ (производительность, перечень обезвреживаемых вредных (загрязняющих) веществ и степень очистки по каждому из них, температурный эксплуатационный режим, объем водопотребления, перечень и объемы потребления энергоносителей, основных и вспомогательных материалов, типы и количества очистных катализаторов, объем и характеристики образующихся отходов), соответствующие паспортным данным или данным, уточненным в ходе пусконаладочных работ;
схему размещения и характеристики контрольно-измерительных приборов и автоматических средств управления (далее — КИП и автоматики);
схему размещения и характеристики приборов измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ;
сведения об отклонениях при работе ГОУ, неисправностях, выходе ГОУ из строя, проведенных ремонтах, осмотрах и проверках с приложением соответствующих актов и отчетов;
акты сдачи-приемки ГОУ при первичном и всех последующих (после планово-предупредительных ремонтов) вводах в эксплуатацию;
требования по обращению с отходами, образующимися при эксплуатации ГОУ[14].
[…]

 

Как видим, в форме паспорта ГОУ логично не нашлось места для отметки о регистрации ГОУ в «давно почивших» региональных Госинспекциях газоочистки и заключения Госинспекции газоочистки о техническом состоянии ГОУ. Однако требований об указании в паспорте сведений о постановке ГОУ на государственный учет как объекта, оказывающего НВОС[15], здесь тоже нет.

Теперь сравним требования Правил и Проекта к документации, которая должна быть приложена к паспорту ГОУ:

 

 

Напомним, что согласно пп. 3.5 и 3.6 Правил к паспорту ГОУ должны быть приложены также акты о проведении технических осмотров ГОУ и акты о проведении проверок параметров работы ГОУ. А на основании абз. 10 п. 3.3 Проекта к паспорту ГОУ необходимо приложить также акты о проведенных ремонтах, техосмотрах и проверках ГОУ. Что касается схемы КИПиА, которая согласно Правилам должна быть приложена к паспорту ГОУ, в соответствии с Проектом ее нужно указать непосредственно в паспорте ГОУ.

 

К СВЕДЕНИЮ

В соответствии с п. 3.2 Проекта при модернизации (реконструкции) ГОУ паспорт ГОУ должен быть переработан и утвержден хозяйствующим субъектом вновь.

 

Обратите внимание, что в Методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012) приведена иная форма паспорта ГОУ. Учтите, что данное пособие носит рекомендательный характер. Если же рассматриваемый нами Проект будет утвержден, вам придется соблюдать приведенные в нем требования к содержанию паспорта ГОУ.

В заключение рассмотрим положения Правил и Проекта, которые касаются ответственности за нарушение требований данных документов. Так, положения разд. 12 Правил уже давно устарели, поскольку там упоминаются региональные Госинспекции газоочистки, даются ссылки на законодательство СССР и указаны размеры штрафов, которые были актуальны более 30 лет назад. Проектом же (разд. 6) предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица, виновные в нарушении требований Проекта, несут ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ).

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 2000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Согласно ч. 1 ст. 251 УК РФ нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, наказываются штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев.

 

ВЫВОДЫ

В целом Проект соответствует современным требованиям законодательства в области охраны атмосферного воздуха, однако значительное сокращение объема Проекта в сравнении с Правилами закономерно отражается на количестве вопросов, которые могут возникнуть у природопользователей. Так, в Проекте отсутствуют новая классификация ГОУ и требования к их эксплуатации в зависимости от вида очистки (при этом соответствующий справочник по НДТ еще не разработан), форма паспорта ГОУ (ее придется разрабатывать хозяйствующему субъекту самостоятельно, опираясь на требования Проекта) и форма реестра ГОУ. Что помешало разработчику привести данные формы в Проекте?

Кроме того, непонятно, по какой форме нужно будет подавать заявление о постановке ГОУ на учет как объекта, оказывающего НВОС (может, по форме, предусмотренной Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554?), и какие документы нужно будет приложить к заявлению. Более того, в настоящее время законодательно не определены процедура постановки ГОУ на учет и государственный орган, в который нужно будет обратиться за постановкой ГОУ на учет (или мы все-таки имеем дело с «пресловутым» государственным учетом объектов, оказывающих НВОС?).

 

[1] Здесь и далее выделено автором.

[3] Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) наилучшая доступная технология (НДТ) — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Подробнее о НДТ см.: Коржов В.Ю. Наилучшие доступные технологии: от А до Я // Справочник эколога. 2015. № 12. С. 64–77 (прим. редакции).

[4] Точнее, проходит публичные обсуждения, судя по информации, размещенной по ссылке burondt.ru/informacziya/publichnoe-obsuzhdenie (см. проект «СПРАВОЧНИК НДТ 22»).

[5] Подробнее о производственном экологическом контроле см.:

  • ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ;
  • ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля»;
  • ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения»;
  • проект Приказа Минприроды России «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (regulation.gov.ru/projects#npa=26241);
  • карточка проекта Приказа Минприроды России «Об утверждении формы отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля и методические рекомендации по ее заполнению» (regulation.gov.ru/projects#npa=26275).

[6] Подробнее о государственном экологическом надзоре см.:

  • ст. 65 Федерального закона № 7-ФЗ;
  • Положение о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426;
  • Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903.

[7] Подробнее о государственном учете объектов, оказывающих НВОС, см.:

  • ст. 69 и 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ;
  • Нельзикова Е.А. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду // Справочник эколога. 2016. № 3. С. 7–19 (profiz.ru/eco/3_2016/gos_uchet_NVOS) (прим. редакции).

[8] Еще раз отметим, что согласно п. 2.2 Проекта работа ГОУ должна обеспечивать соблюдение нормативов допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух технологического оборудования (установки) и объекта в целом.

[9] Данное требование перекликается с п. 2 ст. 16.1 Федерального закона № 96-ФЗ.

[10] Выделено автором.

[11] Выделено автором.

[13] Напоминаем, что согласно п. 2.8 Проекта регистрационный номер присваивается ГОУ при ее внесении в реестр ГОУ хозяйствующим субъектом, а не территориальным органом Росприроднадзора.

[14] Появление данного требования связано с тем, что в последнее время обращению с отходами производства и потребления в нашей стране уделяется особое внимание.

[15] См. п. 1 ст. 21 Федерального закона № 96-ФЗ.

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 6, 2016.

Отдаем журнал бесплатно!

Правила эксплуатации установок очистки газа: проект Приказа Минприроды России

В процессе своей деятельности каждый эколог сталкивается с понятием «газоочистная установка» (далее — ГОУ). Что представляет собой ГОУ? Какие требования предъявляются к ее эксплуатации? Чтобы найти ответы на эти вопросы, обратимся в первую очередь к Федеральному закону от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ):

 

Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ

Статья 1. Основные понятия

[…]
установка очистки газа[1] — сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности

[…]
7. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
[…]

Статья 16.1. Требования охраны атмосферного воздуха при эксплуатации установок очистки газа

1. Эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. В случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

Статья 21. Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников

1. Государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
[…]

Статья 30. Обязанности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники и передвижные источники

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:
[…]
соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования;
[…]

 

Таким образом, эксплуатация ГОУ должна осуществляться в соответствии с правилами эксплуатации ГОУ, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно подп. 5.2.54 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219 (в ред. от 25.12.2015), правила эксплуатации ГОУ утверждает Минприроды России. В целях реализации данного положения Минприроды России совместно с Росприроднадзором был разработан проект Приказа Минприроды России «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа»[2] (далее — Проект).

 

Перед тем как перейти к анализу Проекта, отметим, что в настоящее время предприятиям и организациям приходится руководствоваться действующими еще с советских времен Правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными Минхиммашем СССР 28.11.1983 (далее — Правила). К сожалению, Правила безнадежно устарели и нуждаются в доработке. Так, например, Государственная инспекция по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок Минхимнефтемаша СССР (далее — Госинспекция газоочистки), в которой согласно Правилам должны быть зарегистрированы все ГОУ, уже давно упразднена.

 

КСТАТИ

В 1999 г. был разработан проект Правил эксплуатации установок очистки газа (ПЭУ-99), призванный заменить устаревшие Правила, но он так и не был утвержден.

 

А теперь приступим к изучению Проекта. Первое, что сразу бросается в глаза, — это его объем: Проект намного меньше в сравнении с Правилами. За счет чего? Дело в том, что в Проекте, в отличие от Правил, не приводятся форма паспорта ГОУ, классификация ГОУ и подробные требования к их эксплуатации в зависимости от метода очистки газа (см. разд. 5–10 Правил):

 

Извлечение
из Проекта

[…]
1.4. Классификация и характеристики ГОУ приводятся в информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям «Очистка выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве продукции (товаров), а также при проведении работ и оказании услуг на крупных предприятиях», размещаемом на официальном интернет-портале Бюро НДТ в разделе «Документы» (http://burondt.ru/informacziya/dokumentyi/).
[…]

 

При этом упомянутый в извлечении справочник по наилучшим доступным технологиям[3] находится в стадии разработки[4] и на сайте пока отсутствует. Скорее всего, до размещения данного справочника на официальном интернет-портале Бюро НДТ будет действовать предусмотренная Правилами классификация ГОУ, а именно:

 

Извлечение
из Правил

[…]
2.3. […]
Группы аппаратов по методам очистки газа:
а) первая группа (С) — сухие механические пылеуловители (гравитационные, сухие инерционные и ротационные);
б) вторая группа (М) — мокрые пылеуловители (инерционные, пенные, конденсационные), скрубберы (механические, ударно-инерционные, полые, насадочные, центробежные), скрубберы Вентури и т.п.;
в) третья группа (Ф) — промышленные фильтры (рукавные, волокнистые, карманные, зернистые, с регенерацией импульсной обратной продувкой, ультразвуком, с механическим и вибровстряхиванием и т.п.);
г) четвертая группа (Э) — электрические пылеуловители (сухие, мокрые электрофильтры и т.п.);
д) пятая группа (Х) — аппараты сорбционной (химической) очистки газа от газообразных примесей (адсорберы, абсорберы и т.п.);
е) шестая группа (Т) — аппараты термической и термокаталитической очистки газа от газообразных примесей (печи сжигания, каталитические реакторы и т.п.);
ж) седьмая группа (Д) — аппараты других методов очистки.
[…]

 

Проект, как и Правила, не распространяется на ГОУ от транспортных средств и установки очистки выбросов от радиоактивных веществ или микроорганизмов (п. 1.1 Правил и п. 1.3 Проекта). Кроме того, Проект не распространяется на ГОУ, являющиеся неотъемлемой частью технологического оборудования, и ГОУ, расположенные внутри производственных помещений и не осуществляющие выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.

Что касается значения термина «ГОУ», то в Правилах и Проекте приводятся следующие определения:

 

 

Таким образом, в определении, приведенном в Проекте, акцентируется внимание на достижении нормативов допустимого воздействия на атмосферный воздух, а не на безвредном состоянии загрязняющих веществ (согласитесь, довольно расплывчатое понятие). Также отметим, что согласно п. 2.2 Проекта работа ГОУ должна обеспечивать соблюдение нормативов допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух технологического оборудования (установки) и объекта в целом.

В Проекте актуализирована информация о том, кто должен контролировать соблюдение требований данного документа. Так, согласно п. 1.5 Проекта проверка соблюдения его требований осуществляется хозяйствующими субъектами в рамках производственного экологического контроля[5] и органами государственной власти при осуществлении государственного экологического надзора[6] согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. В Правилах же (п. 1.1) предусмотрено, что контроль за их соблюдением осуществляется региональными Госинспекциями газоочистки, которые, как мы уже отметили ранее, давно упразднены.

Как и в Правилах, в Проекте содержатся требования к инструкции по эксплуатации ГОУ:

 

 

Как видим, требования к инструкции по эксплуатации ГОУ, приведенные в Проекте, в целом остались прежними, только некоторые из них были расширены и переформулированы с учетом требований действующего законодательства. Также из перечня требований исключены схема устройства и управления ГОУ и схема размещения точек для измерения параметров работы ГОУ, т.к. данная информация приводится в паспорте ГОУ. Обратите внимание, что согласно Проекту инструкция по эксплуатации ГОУ должна содержать и требования к квалификации работников, обслуживающих ГОУ.

 

КСТАТИ

Согласно пп. 2.9 и 2.10 Проекта хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ГОУ, должен определить (т.е. назначить приказом) должностное лицо, ответственное за обслуживание, контроль ГОУ и ведение соответствующей учетно-отчетной документации, а для работников, занятых эксплуатацией, обслуживанием, ремонтом и (или) контролем работы ГОУ, должны быть утверждены должностные инструкции и организована регулярная техническая учеба.

 

Общие требования к эксплуатации ГОУ (разд. 3 Правил) претерпели в Проекте изменения. Так, было исключено требование об обязательной государственной регистрации ГОУ (п. 3.4 Правил) и, соответственно, не нашел отражения в Проекте разд. 11 «Регистрация установок очистки газа» Правил.

Отметим, что в настоящее время регистрация ГОУ производится в территориальных органах Росприроднадзора (вместо указанных в Правилах Госинспекций газоочистки), причем для регистрации нужны паспорт ГОУ и акт приемки оборудования (п. 11.3 Правил), а для регистрации уже эксплуатируемой ГОУ — акт, характеризующий состояние ГОУ, и график работ по устранению имеющихся недостатков. Регистрация ГОУ должна быть отражена в паспорте ГОУ, а регистрационный номер ГОУ должен быть нанесен на корпус установки (пп. 11.4 и 11.5 Правил). Таким образом, на сегодняшний день регистрационный номер присваивается ГОУ в процессе ее регистрации в территориальном органе Росприроднадзора.

Согласно п. 2.8 Проекта регистрационный номер присваивается ГОУ при внесении ее в реестр ГОУ, который должен вестись на производственном объекте в целом или на его отдельной территории работником, ответственным за ведение реестра ГОУ. Регистрационный номер наносится на корпус ГОУ и указывается в паспорте ГОУ. Таким образом, в Проекте изменен источник «получения» регистрационного номера ГОУ: он присваивается не Росприроднадзором, а хозяйствующим субъектом.

 

К СВЕДЕНИЮ

В соответствии с п. 2.8 Проекта в реестр ГОУ вносятся сведения обо всех работах, проводимых на ГОУ (технических осмотрах, проверках работы, ремонтах, модернизации), а также о неисправностях, остановках, выводе из эксплуатации или ликвидации со ссылкой на подтверждающие документы. Как видим, предусмотренная п. 3.3 Правил абстрактная «документация, содержащая основные показатели, характеризующие режим работы установки (отклонения от оптимального режима, обнаруженные неисправности, случаи отклонения отдельных агрегатов или выход из строя всей установки и т.д.)» в Проекте заменена вполне конкретным «реестром ГОУ».

 

Исключение из Проекта требования о регистрации ГОУ не означает, что ГОУ не нужно будет ставить на государственный учет. Напоминаем, что согласно ст. 21 Федерального закона № 96-ФЗ государственный учет ГОУ ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды[7]. Согласно подп. 5.5.10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (в ред. от 25.12.2015), федеральный государственный реестр объектов, оказывающих НВОС и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, ведет Росприроднадзор. Получается, что государственный учет ГОУ, скорее всего, будут осуществлять территориальные органы Росприроднадзора.

Проектом и Правилами предусмотрено, что ГОУ должна включаться одновременно с пуском (включением) технологического оборудования (установки), действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов технологического оборудования (установки) в период его работы в соответствии с проектными (паспортными) показателями или показателями, уточненными в ходе пусконаладочных работ[8] (п. 3.1 Правил и п. 2.1 Проекта). В случае если ГОУ отсутствует, отключена или не обеспечивает проектной очистки и (или) обезвреживания выбросов, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещается[9] (п. 3.7 Правил и п. 2.3 Проекта).

Согласно п. 3.7 Правил при каждом случае отключения ГОУ при работающем технологическом оборудовании руководство предприятия, учреждения и организации обязано оповещать региональную Госинспекцию газоочистки и органы Госинспекции по охране атмосферного воздуха, получить согласованное разрешение на выброс, представив технические решения по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу. В Проекте данное требование трансформировалось и стало менее строгим:

 

Извлечение
из Проекта

[…]
2.4. Если ненадлежащая работа ГОУ или ее отключение при работающем технологическом оборудовании привели к аварийным выбросам[10], хозяйствующие субъекты, которые эксплуатируют данную установку, обязаны незамедлительно передать информацию в органы государственной власти, осуществляющие государственный экологический надзор в соответствии с законодательством в области охраны атмосферного воздуха.
[…]

 

Пунктом 3.8 Правил и п. 2.5 Проекта предусмотрено, что увеличение производительности технологического оборудования без соответствующего наращивания мощности (модернизации, реконструкции) ГОУ, используемой для очистки и (или) обезвреживания выбросов этого оборудования, запрещается. Согласно п. 1.4 Правил изменение конструкции или модернизация ГОУ без согласования с организацией — разработчиком проекта ГОУ запрещается, а в соответствии с п. 2.5 Проекта реконструкция (модернизация) технологического оборудования с сопутствующей модернизацией (реконструкцией) ГОУ допускается только на основании проекта, утвержденного в установленном порядке в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности.

 

К СВЕДЕНИЮ

На основании п. 11.7 Правил регистрация ГОУ после реконструкции (модернизации) осуществляется в установленном Правилами порядке с сохранением регистрационного номера. Поскольку согласно Проекту так называемая регистрация ГОУ проходит на предприятии путем внесения ее в реестр ГОУ без участия территориальных органов Росприроднадзора, никакая повторная регистрация ГОУ после реконструкции (модернизации) в соответствии с Проектом не требуется.

 

В предусмотренный Проектом перечень требований к эксплуатации ГОУ в сравнении с Правилами добавлено давно ставшее обязательным на практике требование об оборудовании ГОУ специальными местами отбора проб и приборами (оборудованием) для измерения параметров отходящих газов (расход, концентрации вредных (загрязняющих) веществ, температура, влажность, давление и др.), необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ (п. 2.6). Как следствие отсутствия подобного требования в Правилах, на многих ГОУ советских времен места пробоотбора не предусмотрены, что создает большие трудности при осуществлении производственного контроля и инвентаризации выбросов.В Проекте также нашло отражение законодательное изменение, которое вступит в силу только 01.01.2018 (!):

 

Извлечение
из Проекта

[…]
2.7. На объектах, относящихся к I категории по степени негативного воздействия на окружающую среду, ГОУ, включенные в перечень стационарных источников, установленный Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» […], должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета[11] объема или массы выбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
[…]

 

Напомним, что согласно п. 9 (вступит в силу 01.01.2018) ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

 

КСТАТИ

Минприроды России разработан проект Постановления Правительства РФ «Об определении перечня стационарных источников и перечня вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих контролю посредством автоматических средств измерения и учета объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, концентрации вредных (загрязняющих) веществ в таких выбросах»[12].

 

Специальные требования к эксплуатации ГОУ, предназначенных для очистки газа с высоким содержанием горючих (взрывоопасных) компонентов, токсичных примесей и химически агрессивными или абразивными компонентами (см. пп. 3.9–3.11 Правил), не были перенесены в Проект, поскольку, как мы помним, подробные требования к эксплуатации ГОУ в зависимости от метода очистки газа будут приведены в упомянутом нами ранее справочнике по НДТ.

Требования к проведению технических осмотров и проверок показателей работы ГОУ, приведенные в разд. 3 Правил, и требования к ремонту ГОУ из разд. 4 Правил собраны в разд. 5 «Плановые и внеплановые работы на ГОУ» Проекта.

Сравним положения Правил и Проекта, которые касаются проведения технических осмотров ГОУ (выделено автором):

 

 

Как видим, частота проведения технических осмотров осталась прежней — не реже 2 раз в год (или не реже 1 раза в полугодие). Также в Проекте (абз. 10 п. 3.3), как и в Правилах, есть указание на то, что по результатам осмотра должен быть составлен акт, который прилагается к паспорту ГОУ. Кроме того, в соответствии с Проектом сведения о проведении техосмотра должны быть дополнительно занесены непосредственно в паспорт ГОУ (такого требования в Правилах нет).

Перейдем к положениям, касающимся проведения проверки показателей работы ГОУ (выделено автором):

 

 

Таким образом, Проектом предусматривается другая частота проведения проверок — не реже 2 раз в год (вместо 1 раза в год) независимо от того, содержат ли выбросы токсичные примеси. Как и сейчас, проведение дополнительной проверки требуется при изменении режима работы технологического оборудования (однако отметим, что в Проекте нет указания на необходимость проведения проверки после строительства, капитального ремонта или реконструкции ГОУ). В Проекте подчеркивается, что проверка осуществляется при эксплуатации технологического оборудования в режиме максимальной производительности (такого замечания в Правилах нет). Как и Правила, Проект содержит требование об оформлении акта по результатам проведения проверки (абз. 10 п. 3.3), который необходимо приложить к паспорту ГОУ, и занесении результатов проверки в паспорт ГОУ.

И Правила (пп. 3.5 и 3.6), и Проект (п. 5.2) содержат положение о том, что если при проведении технического осмотра или проверки показателей работы ГОУ были обнаружены неисправности или отклонения фактических показателей работы ГОУ от проектных, то должны быть реализованы мероприятия по их устранению (наладка, реконструкция или замена ГОУ). Причем согласно Проекту по результатам проведения мероприятий должен быть составлен акт (такого требования в Правилах нет), а в соответствии с Правилами (см. разд. 6 паспорта ГОУ) и Проектом сведения о проведении мероприятий должны быть занесены в паспорт ГОУ:

 

 

Теперь обратимся к положениям Правил и Проекта о проведении ремонтов ГОУ:

 

 

В обоих приведенных документах указано, что ремонт ГОУ должен проводиться при отключении технологического оборудования. В то же время Проектом дополнительно предусмотрено, что после проведения ремонтных работ осуществляется пуско-наладка ГОУ (что само собой разумеется). Также в Проекте устанавливается частота проведения планово-предупредительного ремонта ГОУ — не реже 1 раза в год — и указывается на необходимость проведения ремонта при возникновении аварийных ситуаций. В Правилах же дается лишь ссылка на график ППР (планово-предупредительного ремонта). Согласно Правилам (точнее, разд. 6 паспорта ГОУ) и Проекту сведения о результатах проведения ремонта должны быть занесены в паспорт ГОУ, при этом в Проекте дополнительно отмечается, что к паспорту ГОУ должен быть приложен акт о проведении ремонта.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В соответствии с пп. 2.9 и 5.1 Проекта хозяйствующий субъект должен разработать специальный документ — план-график технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта. Таким образом, вместо графика ППР, предусмотренного Правилами, Проект предполагает разработку общего плана-графика, где должны быть отражены технические осмотры, проверки показателей работы ГОУ и ремонтные работы.

 

От требований к эксплуатации ГОУ перейдем к не менее важному вопросу — паспорту ГОУ. Как мы знаем, Правила содержат форму паспорта ГОУ (приложение 1 к Правилам) и инструкцию по ее заполнению (приложение 2 к Правилам). В Проекте же даются лишь рекомендации по заполнению паспорта ГОУ, но самой формы паспорта нет.

Приведем форму паспорта ГОУ, которая предусмотрена Правилами.

 

 

Конечно, отдельные фрагменты приведенной формы уже давно не соответствуют действительности (как мы помним, никаких региональных Госинспекций газоочистки нет и в помине), поэтому сегодня разработчики паспортов ГОУ «модернизируют» форму паспорта в угоду требованиям времени и инспекторов Росприроднадзора.

В Проекте к содержанию паспорта ГОУ предъявляются следующие требования (полужирным шрифтом выделены сведения, которых нет в приведенной выше форме паспорта):

 

Извлечение
из Проекта

[…]
3.3. Паспорт ГОУ содержит:
регистрационный номер ГОУ[13];
сведения о ГОУ, в том числе наименование (тип) и назначение, разработчик проекта, дата начала эксплуатации;
сведения о хозяйствующем субъекте;
сведения о должностном лице, ответственном за эксплуатацию ГОУ;
схемы устройства ГОУ и наиболее важных узлов (блоков), входящих в состав установки;
технические характеристики ГОУ (производительность, перечень обезвреживаемых вредных (загрязняющих) веществ и степень очистки по каждому из них, температурный эксплуатационный режим, объем водопотребления, перечень и объемы потребления энергоносителей, основных и вспомогательных материалов, типы и количества очистных катализаторов, объем и характеристики образующихся отходов), соответствующие паспортным данным или данным, уточненным в ходе пусконаладочных работ;
схему размещения и характеристики контрольно-измерительных приборов и автоматических средств управления (далее — КИП и автоматики);
схему размещения и характеристики приборов измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ;
сведения об отклонениях при работе ГОУ, неисправностях, выходе ГОУ из строя, проведенных ремонтах, осмотрах и проверках с приложением соответствующих актов и отчетов;
акты сдачи-приемки ГОУ при первичном и всех последующих (после планово-предупредительных ремонтов) вводах в эксплуатацию;
требования по обращению с отходами, образующимися при эксплуатации ГОУ[14].
[…]

 

Как видим, в форме паспорта ГОУ логично не нашлось места для отметки о регистрации ГОУ в «давно почивших» региональных Госинспекциях газоочистки и заключения Госинспекции газоочистки о техническом состоянии ГОУ. Однако требований об указании в паспорте сведений о постановке ГОУ на государственный учет как объекта, оказывающего НВОС[15], здесь тоже нет.

Теперь сравним требования Правил и Проекта к документации, которая должна быть приложена к паспорту ГОУ:

 

 

Напомним, что согласно пп. 3.5 и 3.6 Правил к паспорту ГОУ должны быть приложены также акты о проведении технических осмотров ГОУ и акты о проведении проверок параметров работы ГОУ. А на основании абз. 10 п. 3.3 Проекта к паспорту ГОУ необходимо приложить также акты о проведенных ремонтах, техосмотрах и проверках ГОУ. Что касается схемы КИПиА, которая согласно Правилам должна быть приложена к паспорту ГОУ, в соответствии с Проектом ее нужно указать непосредственно в паспорте ГОУ.

 

К СВЕДЕНИЮ

В соответствии с п. 3.2 Проекта при модернизации (реконструкции) ГОУ паспорт ГОУ должен быть переработан и утвержден хозяйствующим субъектом вновь.

 

Обратите внимание, что в Методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012) приведена иная форма паспорта ГОУ. Учтите, что данное пособие носит рекомендательный характер. Если же рассматриваемый нами Проект будет утвержден, вам придется соблюдать приведенные в нем требования к содержанию паспорта ГОУ.

В заключение рассмотрим положения Правил и Проекта, которые касаются ответственности за нарушение требований данных документов. Так, положения разд. 12 Правил уже давно устарели, поскольку там упоминаются региональные Госинспекции газоочистки, даются ссылки на законодательство СССР и указаны размеры штрафов, которые были актуальны более 30 лет назад. Проектом же (разд. 6) предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица, виновные в нарушении требований Проекта, несут ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ).

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 2000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Согласно ч. 1 ст. 251 УК РФ нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, наказываются штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев.

 

ВЫВОДЫ

В целом Проект соответствует современным требованиям законодательства в области охраны атмосферного воздуха, однако значительное сокращение объема Проекта в сравнении с Правилами закономерно отражается на количестве вопросов, которые могут возникнуть у природопользователей. Так, в Проекте отсутствуют новая классификация ГОУ и требования к их эксплуатации в зависимости от вида очистки (при этом соответствующий справочник по НДТ еще не разработан), форма паспорта ГОУ (ее придется разрабатывать хозяйствующему субъекту самостоятельно, опираясь на требования Проекта) и форма реестра ГОУ. Что помешало разработчику привести данные формы в Проекте?

Кроме того, непонятно, по какой форме нужно будет подавать заявление о постановке ГОУ на учет как объекта, оказывающего НВОС (может, по форме, предусмотренной Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554?), и какие документы нужно будет приложить к заявлению. Более того, в настоящее время законодательно не определены процедура постановки ГОУ на учет и государственный орган, в который нужно будет обратиться за постановкой ГОУ на учет (или мы все-таки имеем дело с «пресловутым» государственным учетом объектов, оказывающих НВОС?).

 

[1] Здесь и далее выделено автором.

[3] Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) наилучшая доступная технология (НДТ) — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Подробнее о НДТ см.: Коржов В.Ю. Наилучшие доступные технологии: от А до Я // Справочник эколога. 2015. № 12. С. 64–77 (прим. редакции).

[4] Точнее, проходит публичные обсуждения, судя по информации, размещенной по ссылке burondt.ru/informacziya/publichnoe-obsuzhdenie (см. проект «СПРАВОЧНИК НДТ 22»).

[5] Подробнее о производственном экологическом контроле см.:

  • ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ;
  • ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля»;
  • ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения»;
  • проект Приказа Минприроды России «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (regulation.gov.ru/projects#npa=26241);
  • карточка проекта Приказа Минприроды России «Об утверждении формы отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля и методические рекомендации по ее заполнению» (regulation.gov.ru/projects#npa=26275).

[6] Подробнее о государственном экологическом надзоре см.:

  • ст. 65 Федерального закона № 7-ФЗ;
  • Положение о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426;
  • Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903.

[7] Подробнее о государственном учете объектов, оказывающих НВОС, см.:

  • ст. 69 и 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ;
  • Нельзикова Е.А. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду // Справочник эколога. 2016. № 3. С. 7–19 (profiz.ru/eco/3_2016/gos_uchet_NVOS) (прим. редакции).

[8] Еще раз отметим, что согласно п. 2.2 Проекта работа ГОУ должна обеспечивать соблюдение нормативов допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух технологического оборудования (установки) и объекта в целом.

[9] Данное требование перекликается с п. 2 ст. 16.1 Федерального закона № 96-ФЗ.

[10] Выделено автором.

[11] Выделено автором.

[13] Напоминаем, что согласно п. 2.8 Проекта регистрационный номер присваивается ГОУ при ее внесении в реестр ГОУ хозяйствующим субъектом, а не территориальным органом Росприроднадзора.

[14] Появление данного требования связано с тем, что в последнее время обращению с отходами производства и потребления в нашей стране уделяется особое внимание.

[15] См. п. 1 ст. 21 Федерального закона № 96-ФЗ.

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 6, 2016.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам