Отдаем журнал бесплатно!

Передача отходов на размещение с переходом права собственности: кто платит?

Институт платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) с 1 января текущего года претерпел значительные изменения, которым уже посвящено немало аналитических статей и разъяснений[1]. Однако вопросы, связанные с особенностями применения отдельных положений законодательства, регулирующих порядок взимания платы за НВОС, возникают у природопользователей непрестанно. Одним из наиболее частых предметов обсуждения является вопрос об определении лица, обязанного вносить плату за размещение отходов.

Казалось бы, этот вопрос уже давно закрыт, ведь два федеральных закона — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) и Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) — содержат недвусмысленный ответ на него:

 

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

1. […]
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы[2]. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению[3].
[…]

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 23. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов

[…]
4. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.
5. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
[…]

 

Приведенные положения законодательства предельно ясны, но при этом они все равно выступают поводом для двоякого толкования, что объясняется следующими причинами.

 

[1] Например, см.:

Кретов А.В. Квартальные платежи за НВОС: соблазнительные мечты и суровая реальность // Справочник эколога. 2016. № 3. С. 91–96;

Алымова В.А. Плата за НВОС и отчетность о плате за НВОС // Справочник эколога. 2016. № 6. С. 57–60 (прим. редакции).

[2] Здесь и далее выделено автором.

[3] Обратите внимание: согласно письму Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» до дня утверждения единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации и региональным оператором плату за НВОС при размещении отходов, в т.ч. ТКО, должны исчислять и уплачивать юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались данные отходы.

И.В. Куликов, заместитель генерального директора ООО «Центр правовой экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2016.

Отдаем журнал бесплатно!

Передача отходов на размещение с переходом права собственности: кто платит?

Институт платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) с 1 января текущего года претерпел значительные изменения, которым уже посвящено немало аналитических статей и разъяснений[1]. Однако вопросы, связанные с особенностями применения отдельных положений законодательства, регулирующих порядок взимания платы за НВОС, возникают у природопользователей непрестанно. Одним из наиболее частых предметов обсуждения является вопрос об определении лица, обязанного вносить плату за размещение отходов.

Казалось бы, этот вопрос уже давно закрыт, ведь два федеральных закона — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) и Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) — содержат недвусмысленный ответ на него:

 

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

1. […]
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы[2]. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению[3].
[…]

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 23. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов

[…]
4. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.
5. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
[…]

 

Приведенные положения законодательства предельно ясны, но при этом они все равно выступают поводом для двоякого толкования, что объясняется следующими причинами.

 

[1] Например, см.:

Кретов А.В. Квартальные платежи за НВОС: соблазнительные мечты и суровая реальность // Справочник эколога. 2016. № 3. С. 91–96;

Алымова В.А. Плата за НВОС и отчетность о плате за НВОС // Справочник эколога. 2016. № 6. С. 57–60 (прим. редакции).

[2] Здесь и далее выделено автором.

[3] Обратите внимание: согласно письму Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» до дня утверждения единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации и региональным оператором плату за НВОС при размещении отходов, в т.ч. ТКО, должны исчислять и уплачивать юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались данные отходы.

И.В. Куликов, заместитель генерального директора ООО «Центр правовой экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2016.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам