Отдаем журнал бесплатно!

Освобождает ли присвоение IV категории от обязанности представлять отчетность СМСП?

Известно, что законодательством об отходах производства и потребления в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) предусмотрена привилегия — обязанность по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) заменена на обязанность по представлению в уведомительном порядке отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

 

Согласно абз. 3 п. 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 25.07.2014), количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, являются лимитами на размещение отходов для СМСП.

 

Также известно, что 01.01.2016 введен институт государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). В отношении объектов, оказывающих НВОС, в зависимости от присвоенной категории законодательством установлены различные природоохранные требования, связанные с получением разрешительной документации, представлением экологической отчетности, внесением платы за НВОС и пр.

Наиболее «льготной» является IV категория объектов, оказывающих НВОС, — именно такие объекты освобождены от необходимости исполнения большинства природоохранных обязанностей. При этом существует мнение, которое если и не ставит знак равенства между объектами, эксплуатируемыми СМСП, и объектами IV категории, то по крайней мере ассоциирует их. На этой почве возникло убеждение, что на объекты, эксплуатируемые СМСП, распространяются все «льготы», применяемые к объектам, оказывающим НВОС, IV категории.

Однако данное убеждение является ошибочным. Чтобы убедиться в этом, обратимся к критериям отнесения хозяйствующих субъектов к СМСП.

Критерии отнесения к СМСП

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в т.ч. к микропредприятиям, и средним предприятиям.

При этом согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ к СМСП относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Не каждое юридического лицо и не каждый индивидуальный предприниматель относятся к категории СМСП, но лишь в случае соответствия критериям, перечисленным в ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

 

При этом общими[1] для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, претендующих на статус СМСП, являются следующие критерии:

• среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории СМСП:

– от 101 до 250 человек для средних предприятий;

– до 100 человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

• доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения[2], установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории СМСП.

Как видно из перечисленных критериев, отнесение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к СМСП не зависит от того, объекты какого уровня НВОС эксплуатирует лицо.

Критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам IV категории

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии) утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

 

Извлечение
из Критериев

IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории

6. Наличие одновременно следующих критериев:
а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 6 настоящего документа.
8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

 

Итак, в случае с критериями отнесения объектов, оказывающих НВОС, к I–IV категории также не обнаруживается никакой связи с критериями отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к СМСП.

При этом нет оснований утверждать, что объекты, эксплуатируемые СМСП, всегда являются объектами IV категории по уровню оказываемого на окружающую среду негативного воздействия.

Таким образом, на практике возможны ситуации, при которых:

1) СМСП эксплуатирует объекты исключительно IV категории — при условии, что эксплуатируемые объекты соответствуют критериям отнесения к объектам IV категории;

2) СМСП эксплуатирует как объекты IV категории, так и объекты I–III категорий;

3) СМСП эксплуатирует объекты, не оказывающие НВОС и, следовательно, не подлежащие постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС;

4) СМСП эксплуатирует объекты I–III категорий и не эксплуатирует ни одного объекта IV категории.

В соответствии с п. 7 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) СМСП, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Согласно п. 8 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ СМСП, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Как видно из приведенных положений, законодательство об отходах производства и потребления не связывает обязанность СМСП по представлению указанной отчетности с отнесением объектов, в рамках эксплуатации которых образуются отходы, к определенной категории.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Ситуация изменится 01.01.2019: из ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ будут исключены положения, устанавливающие обязанность СМСП представлять отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов[3].

 

Суть изменений:

1. Обязанность по представлению отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов будет возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории.

2. Исключена необходимость разработки НООЛР и представления отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории.

Вывод

В настоящее время присвоение объекту, оказывающему НВОС, IV категории не освобождает лицо, эксплуатирующее такой объект, от обязанности представления отчетности СМСП (при условии, что лицо является СМСП).

 

[1] Для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ установлены дополнительные критерии отнесения к категории СМСП.

К сведению: с 01.07.2017 п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ будет дополнен.

[2] См. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

[3] См. Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016).

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 2, 2017.

Отдаем журнал бесплатно!

Освобождает ли присвоение IV категории от обязанности представлять отчетность СМСП?

Известно, что законодательством об отходах производства и потребления в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) предусмотрена привилегия — обязанность по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) заменена на обязанность по представлению в уведомительном порядке отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

 

Согласно абз. 3 п. 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 25.07.2014), количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, являются лимитами на размещение отходов для СМСП.

 

Также известно, что 01.01.2016 введен институт государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). В отношении объектов, оказывающих НВОС, в зависимости от присвоенной категории законодательством установлены различные природоохранные требования, связанные с получением разрешительной документации, представлением экологической отчетности, внесением платы за НВОС и пр.

Наиболее «льготной» является IV категория объектов, оказывающих НВОС, — именно такие объекты освобождены от необходимости исполнения большинства природоохранных обязанностей. При этом существует мнение, которое если и не ставит знак равенства между объектами, эксплуатируемыми СМСП, и объектами IV категории, то по крайней мере ассоциирует их. На этой почве возникло убеждение, что на объекты, эксплуатируемые СМСП, распространяются все «льготы», применяемые к объектам, оказывающим НВОС, IV категории.

Однако данное убеждение является ошибочным. Чтобы убедиться в этом, обратимся к критериям отнесения хозяйствующих субъектов к СМСП.

Критерии отнесения к СМСП

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в т.ч. к микропредприятиям, и средним предприятиям.

При этом согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ к СМСП относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Не каждое юридического лицо и не каждый индивидуальный предприниматель относятся к категории СМСП, но лишь в случае соответствия критериям, перечисленным в ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

 

При этом общими[1] для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, претендующих на статус СМСП, являются следующие критерии:

• среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории СМСП:

– от 101 до 250 человек для средних предприятий;

– до 100 человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

• доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения[2], установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории СМСП.

Как видно из перечисленных критериев, отнесение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к СМСП не зависит от того, объекты какого уровня НВОС эксплуатирует лицо.

Критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам IV категории

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии) утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

 

Извлечение
из Критериев

IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории

6. Наличие одновременно следующих критериев:
а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 6 настоящего документа.
8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

 

Итак, в случае с критериями отнесения объектов, оказывающих НВОС, к I–IV категории также не обнаруживается никакой связи с критериями отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к СМСП.

При этом нет оснований утверждать, что объекты, эксплуатируемые СМСП, всегда являются объектами IV категории по уровню оказываемого на окружающую среду негативного воздействия.

Таким образом, на практике возможны ситуации, при которых:

1) СМСП эксплуатирует объекты исключительно IV категории — при условии, что эксплуатируемые объекты соответствуют критериям отнесения к объектам IV категории;

2) СМСП эксплуатирует как объекты IV категории, так и объекты I–III категорий;

3) СМСП эксплуатирует объекты, не оказывающие НВОС и, следовательно, не подлежащие постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС;

4) СМСП эксплуатирует объекты I–III категорий и не эксплуатирует ни одного объекта IV категории.

В соответствии с п. 7 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) СМСП, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Согласно п. 8 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ СМСП, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Как видно из приведенных положений, законодательство об отходах производства и потребления не связывает обязанность СМСП по представлению указанной отчетности с отнесением объектов, в рамках эксплуатации которых образуются отходы, к определенной категории.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Ситуация изменится 01.01.2019: из ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ будут исключены положения, устанавливающие обязанность СМСП представлять отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов[3].

 

Суть изменений:

1. Обязанность по представлению отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов будет возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории.

2. Исключена необходимость разработки НООЛР и представления отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории.

Вывод

В настоящее время присвоение объекту, оказывающему НВОС, IV категории не освобождает лицо, эксплуатирующее такой объект, от обязанности представления отчетности СМСП (при условии, что лицо является СМСП).

 

[1] Для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ установлены дополнительные критерии отнесения к категории СМСП.

К сведению: с 01.07.2017 п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ будет дополнен.

[2] См. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

[3] См. Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016).

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 2, 2017.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам