Отдаем журнал бесплатно!

Ставки платы за НВОС: новое регулирование

На официальном интернет-портале правовой информации publication.pravo.gov.ru 15.09.2016 опубликовано Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее — Постановление № 913).

ПОРЯДОК И СРОКИ ВНЕСЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА НВОС

Размеры ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) определены на период с 2016 по 2018 гг. (включительно).

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) периодичность принятия и индексации ставок платы за НВОС не предусмотрена.

 

Перечень загрязняющих веществ, за которые взимается плата за НВОС, установлен на основании Распоряжения Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р[1] c учетом наименований загрязняющих веществ согласно Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления»[2].

Согласно п. 4 Постановления № 913 ставки платы за НВОС и дополнительный коэффициент к ним, установленный п. 2 настоящего постановления, применяются при исчислении платы за НВОС с 01.01.2016.

Напомним, что в настоящее время согласно чч. 2–4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год.

Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за НВОС начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного п. 3 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ.

 

Следовательно, лица, обязанные вносить плату за НВОС, к 01.03.2017 должны произвести расчет платы за НВОС по выбросам загрязняющих веществ, сбросам загрязняющих веществ и размещению отходов производства и потребления с учетом ставок и коэффициентов, установленных Постановлением № 913.

Согласно ч. 2 ст. 16.5 Федерального закона № 7-ФЗ излишне уплаченные суммы платы за НВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за НВОС за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату.

Таким образом, уплате в срок до 01.03.2017 подлежит разница между рассчитанной суммой платы за НВОС и суммой фактически уплаченных квартальных авансовых платежей. В случае если сумма квартальных авансовых платежей превышает рассчитанную сумму платы за НВОС, то излишне уплаченные суммы платы за НВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода.

 

КСТАТИ

Более подробно вопрос исчисления и взимания платы за НВОС должен быть регламентирован в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществление контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения», которое до настоящего времени не принято.
Проект указанного постановления (далее — проект Правил) в ноябре 2015 г. поступил в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия (далее — Заключение 1)[3].

 

В ходе согласительных совещаний с федеральными органами исполнительной власти, а также по замечаниям Заключения 1 проект Правил был существенно доработан. Вместе с тем по вопросам корректировки платы за НВОС, перечня мероприятий, затраты на которые возможно учитывать в рамках платы за НВОС, отсутствия права плательщика платы за НВОС подать декларацию (расчет) о плате за НВОС на бумажном носителе (в случае отсутствия у плательщика технической возможности предоставления указанной декларации в форме электронного документа) разногласия остаются неурегулированными.

Кроме того, пп. 10 и 26 проекта Правил содержат требования по внесению платы за негативное воздействие за размещение медицинских отходов, что противоречит ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), согласно которой отношения в области обращения с радиоактивными, биологическими, медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), выбросами вредных веществ в атмосферу и сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Следовательно, отношения по обращению медицинских отходов к предмету регулирования Федерального закона № 89-ФЗ не относятся.

Данное замечание подтверждается позицией Минприроды России, изложенной в письме от 25.01.2012 № 05-12-44/832 «О регулировании природоохранной деятельности с медицинскими отходами», согласно которому действие норм Федерального закона № 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на отходы лечебно-профилактических учреждений (медицинских отходов в целом).

СТАВКИ СТАВКАМИ, А КАКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ?

Пункт 2 Постановления № 913 посвящен единственному коэффициенту 2, который применяется в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами.

Указанная «общая» формулировка была заимствована из ч. 3 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ. Однако насколько она удачная?

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Проект Постановления РФ «Об утверждении правил определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним» (далее — проект Постановления № 913) в ноябре 2015 г. поступил в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия (далее — Заключение 2)[4].

 

В ходе согласительных совещаний с федеральными органами исполнительной власти, а также по замечаниям Заключения 2 проект Постановления № 913 был доработан. Например, из перечня загрязняющих веществ был исключен показатель АОХ (абсорбируемые галогенорганические соединения), который не является загрязняющим веществом.

Вместе с тем вопрос применения коэффициента 2 на территориях, водных объектах или их частях, подлежащих особой охране в соответствии с федеральными законами, был и остается существенным разногласием. Ранее действовавшая в Постановлении № 344 формулировка п. 2 была более конкретной:

 

Извлечение
из Постановления № 344

(утратило силу)

[…]
2. Установить, что нормативы платы […] применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, согласно приложению № 2 и дополнительного коэффициента 2[5] для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия.

 

Формулировка ч. 3 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ и п. 2 Постановления № 913 более «общая» и «размытая». Возникнут ли вопросы у плательщиков платы за НВОС и контролирующих органов, покажет правоприменительная практика.

Важно понимать, что коэффициент 2 применяется только в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами. Другими словами, установление особой охраны территорий и объектов законами субъекта Российской Федерации или нормативными правовыми актами муниципального образования не является основанием применения коэффициента 2 при расчете платы за НВОС.

Кроме того, в Постановлении № 913 отсутствуют коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха, почв и водных объектов), дополнительные коэффициенты для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также коэффициенты при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов, указанные в Постановлении № 344, поскольку данные коэффициенты не предусмотрены Федеральным законом № 7-ФЗ.

Остальные дополнительные коэффициенты перечислены в ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ и продублированы в проекте Правил.

При расчете суммы платы за НВОС необходимо быть внимательными и помнить, что дата вступления в силу чч. 1–4, 6, 7, 10–13 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ — 01.01.2016, ч. 8 — 01.01.2019, чч. 5 и 9 — 01.01.2020.

 

[1] Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».

[2] Далее — Постановление № 344.

Обратите внимание: Постановление № 344 утратило силу в связи с изданием Постановления № 913.

[5] Выделено автором.

М.Е. Бабич, консультант отдела оценок в сфере транспорта, связи и экологии Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России, магистр юриспруденции Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 10, 2016.

Отдаем журнал бесплатно!

Ставки платы за НВОС: новое регулирование

На официальном интернет-портале правовой информации publication.pravo.gov.ru 15.09.2016 опубликовано Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее — Постановление № 913).

ПОРЯДОК И СРОКИ ВНЕСЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА НВОС

Размеры ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) определены на период с 2016 по 2018 гг. (включительно).

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) периодичность принятия и индексации ставок платы за НВОС не предусмотрена.

 

Перечень загрязняющих веществ, за которые взимается плата за НВОС, установлен на основании Распоряжения Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р[1] c учетом наименований загрязняющих веществ согласно Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления»[2].

Согласно п. 4 Постановления № 913 ставки платы за НВОС и дополнительный коэффициент к ним, установленный п. 2 настоящего постановления, применяются при исчислении платы за НВОС с 01.01.2016.

Напомним, что в настоящее время согласно чч. 2–4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год.

Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за НВОС начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного п. 3 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ.

 

Следовательно, лица, обязанные вносить плату за НВОС, к 01.03.2017 должны произвести расчет платы за НВОС по выбросам загрязняющих веществ, сбросам загрязняющих веществ и размещению отходов производства и потребления с учетом ставок и коэффициентов, установленных Постановлением № 913.

Согласно ч. 2 ст. 16.5 Федерального закона № 7-ФЗ излишне уплаченные суммы платы за НВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за НВОС за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату.

Таким образом, уплате в срок до 01.03.2017 подлежит разница между рассчитанной суммой платы за НВОС и суммой фактически уплаченных квартальных авансовых платежей. В случае если сумма квартальных авансовых платежей превышает рассчитанную сумму платы за НВОС, то излишне уплаченные суммы платы за НВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода.

 

КСТАТИ

Более подробно вопрос исчисления и взимания платы за НВОС должен быть регламентирован в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществление контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения», которое до настоящего времени не принято.
Проект указанного постановления (далее — проект Правил) в ноябре 2015 г. поступил в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия (далее — Заключение 1)[3].

 

В ходе согласительных совещаний с федеральными органами исполнительной власти, а также по замечаниям Заключения 1 проект Правил был существенно доработан. Вместе с тем по вопросам корректировки платы за НВОС, перечня мероприятий, затраты на которые возможно учитывать в рамках платы за НВОС, отсутствия права плательщика платы за НВОС подать декларацию (расчет) о плате за НВОС на бумажном носителе (в случае отсутствия у плательщика технической возможности предоставления указанной декларации в форме электронного документа) разногласия остаются неурегулированными.

Кроме того, пп. 10 и 26 проекта Правил содержат требования по внесению платы за негативное воздействие за размещение медицинских отходов, что противоречит ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), согласно которой отношения в области обращения с радиоактивными, биологическими, медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), выбросами вредных веществ в атмосферу и сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Следовательно, отношения по обращению медицинских отходов к предмету регулирования Федерального закона № 89-ФЗ не относятся.

Данное замечание подтверждается позицией Минприроды России, изложенной в письме от 25.01.2012 № 05-12-44/832 «О регулировании природоохранной деятельности с медицинскими отходами», согласно которому действие норм Федерального закона № 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на отходы лечебно-профилактических учреждений (медицинских отходов в целом).

СТАВКИ СТАВКАМИ, А КАКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ?

Пункт 2 Постановления № 913 посвящен единственному коэффициенту 2, который применяется в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами.

Указанная «общая» формулировка была заимствована из ч. 3 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ. Однако насколько она удачная?

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Проект Постановления РФ «Об утверждении правил определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним» (далее — проект Постановления № 913) в ноябре 2015 г. поступил в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия (далее — Заключение 2)[4].

 

В ходе согласительных совещаний с федеральными органами исполнительной власти, а также по замечаниям Заключения 2 проект Постановления № 913 был доработан. Например, из перечня загрязняющих веществ был исключен показатель АОХ (абсорбируемые галогенорганические соединения), который не является загрязняющим веществом.

Вместе с тем вопрос применения коэффициента 2 на территориях, водных объектах или их частях, подлежащих особой охране в соответствии с федеральными законами, был и остается существенным разногласием. Ранее действовавшая в Постановлении № 344 формулировка п. 2 была более конкретной:

 

Извлечение
из Постановления № 344

(утратило силу)

[…]
2. Установить, что нормативы платы […] применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, согласно приложению № 2 и дополнительного коэффициента 2[5] для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия.

 

Формулировка ч. 3 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ и п. 2 Постановления № 913 более «общая» и «размытая». Возникнут ли вопросы у плательщиков платы за НВОС и контролирующих органов, покажет правоприменительная практика.

Важно понимать, что коэффициент 2 применяется только в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами. Другими словами, установление особой охраны территорий и объектов законами субъекта Российской Федерации или нормативными правовыми актами муниципального образования не является основанием применения коэффициента 2 при расчете платы за НВОС.

Кроме того, в Постановлении № 913 отсутствуют коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха, почв и водных объектов), дополнительные коэффициенты для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также коэффициенты при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов, указанные в Постановлении № 344, поскольку данные коэффициенты не предусмотрены Федеральным законом № 7-ФЗ.

Остальные дополнительные коэффициенты перечислены в ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ и продублированы в проекте Правил.

При расчете суммы платы за НВОС необходимо быть внимательными и помнить, что дата вступления в силу чч. 1–4, 6, 7, 10–13 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ — 01.01.2016, ч. 8 — 01.01.2019, чч. 5 и 9 — 01.01.2020.

 

[1] Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».

[2] Далее — Постановление № 344.

Обратите внимание: Постановление № 344 утратило силу в связи с изданием Постановления № 913.

[5] Выделено автором.

М.Е. Бабич, консультант отдела оценок в сфере транспорта, связи и экологии Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России, магистр юриспруденции Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 10, 2016.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам